КУЛЬТУРА РОССИИ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД - КОНЕЦ 19 В
С развитием капитализма и ростом городского населения усиливалась тяга народных масс к образованию.
Большинство начальных школ были отданы под контроль церковников, они так и назывались «церковноприходскими». Доступ в среднюю школу был затруднен трудящимся особым указом, запрещавшим принимать в гимназии детей кучеров, прачек, поваров и многих других. Этот указ прозвали «циркуляром о кухаркиных детях».
К концу XIX в. только 28% жителей царской империи умели читать и писать. Это значит, что почти три четверти населения России оставались неграмотными.
Вопреки противодействию царских властей, демократическая интеллигенция изо всех сил старалась помочь просвещению народа. Еще в 60 годах XIX в. в городах студенты организовывали воскресные школы для рабочих. В деревнях открывались народные земские школы. Не получая никакой помощи от правительства, земские учителя самоотверженно боролись против суеверий и предрассудков, знахарства и мракобесия.
Упорную борьбу вела передовая интеллигенция за расширение женского образования. Только в 1862 г. в России были созданы первые женские гимназии, и лишь в 1869 г., с открытием Высших женских курсов, русские девушки получили доступ к высшему образованию.
Мировые открытия русских ученых
Развивавшемуся капитализму нужны были кадры инженеров, геологов, химиков, агрономов и других специалистов. Поэтому в пореформенный период в Петербурге, Москве, Риге, Киеве, Харькове и других городах открывались новые технические институты. Даже в далекой Сибири в 1888 г. был открыт Томский университет.
В связи с этим оживилась русская научно-техническая мысль. Имена многих русских ученых и изобретателей стали пользоваться мировой известностью.
Профессор Петербургского университета Дмитрий Иванович Менделеев разработал знаменитую «Периодическую систему элементов», которая легла в основу современной химии.
Основоположник русской физиологии Иван Михайлович Сеченов впервые попытался объяснить психическую деятельность человека с помощью физиологических законов.
Русский ученый В. В.Докучаев создал новую науку - почвоведение.
Путешественники П. П. Семенов Тян-Шанский и Н. М. Пржевальский обследовали и нанесли на карту почти не известные европейским ученым горные и пустынные районы Центральной Азии. Инженер П.H. Яблочков создал первую дуговую электрическуюлампу, а физик А. С. Попов изобрел радиотелеграф. Скромный провинциальный учитель К. Э. Циолковский сделался знаменитым благодаря своим замечательным открытиям в области ракетной техники и теории межпланетных перелетов.
Однако русским ученым не так легко было применить на практике свои открытия.Власти почти не помогали им.
- Когда Яблочков предложил военному министерству приобрести его дуговую электролампу, ему даже не ответили.
- А на прошении Попова о пособии в 1000 рублей на устройство первой в мире опытной радиостанции военный министр начертал резолюцию: «На такую химеру средств отпускать не разрешаю...»
Передовые деятели науки подвергались в царской России гонениям и преследованиям. Так, например, за сочувствие студентам, протестовавшим против полицейского произвола, Менделеев был даже уволен из университета.
Сеченова, написавшего книгу о деятельности головного мозга и опровергнувшего сказки о божественном происхождении «души», церковники требовали сослать в отдаленный монастырь, а царские чиновники хотели предать суду. Он с горечью говорил, что возьмет с собой в суд вместо адвоката подопытную лягушку и она докажет его правоту.
С нарастанием освободительного движения народных масс и обострением классовой борьбы в стране было связано развитие русской общественной мысли.
- Труды Чернышевского и Добролюбова явились крупнейшим вкладом в изучение истории, философии, политической экономии, литературы и искусства. Маркс называл Чернышевского великим ученым и критиком.
- Работы Плеханова положили начало творческому применению марксистского учения к общественно-политической жизни России.
- Классический труд В. И. Ленина «Развитие капитализма в России» раскрыл глубокие противоречия в экономическом развитии страны и показал неизбежность назревавшей в ней революции. Развивая и обогащая учение Маркса и Энгельса о пролетарской революции и диктатуре пролетариата, ленинские работы имели большое значение не только для русского, но и для всего международного рабочего движения.
Обличительный характер русской литературы.
Русские писатели пореформенного времени правдиво изображали в своих произведениях современную им русскую действительность. Они пробуждали сочувствие к угнетенному народу, обличали крепостничество и его пережитки, гнет капитала и произвол царских властей.
- Горячим протестом против крепостного права были проникнуты очерки Ивана Сергеевича Тургенева из его книги «Записки охотника». Высокой художественностью и глубиной мысли отличаются его прекрасные романы «Рудин», «Накануне», «Отцы и дети». Замечательно умел передавать Тургенев не только красоту русской природы, но и красоту благородных помыслов человека.
- Косность, лень и паразитизм помещиков показал Иван Александрович Гончаров в романе «Обломов».
- Еще беспощаднее обличал дворян-крепостников великий сатирик Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Его роман «Господа Головлевы» показал, как уродует людей крепостной быт, как теряют они человеческий облик и достоинство, живя за счет труда других. Законченным негодяем и двурушником смотрит со страниц его книги один из героев этого романа Иудушка Головлев.
- Зато каких мужественных и смелых людей, готовых всем пожертвовать для блага трудящихся, рисовал в своем романе «Что делать?» писатель-революционер Н. Г. Чернышевский. Многие русские юноши того времени хотели быть похожими на Рахметова, а многие русские девушки мечтали стать такими, как Вера Павловна. Так звали героев этого романа. Читая эту книгу, каждый испытывает прилив бодрости и энергии, проникается светлой верой в людей и их лучшее будущее. И самое удивительное, что такую книгу Чернышевский написал в темном и сыром каземате Петропавловской крепости, куда заточили его царские жандармы.
- Великим мастером художественного слова был Лев Николаевич Толстой. Граф и помещик, он являлся убежденным противником революционных идей, проповедовал покорность судьбе и непротивление злу. Но будучи гениальным художником и правдиво изображая окружавшую его жизнь, он с беспощадностью обнажал пороки и язвы пореформенного дворянского быта, вскрывал фальшь и лицемерие царских законов и церковных обрядов. Его произведения убеждали каждого честного человека в необходимости разрушения этого строя, основанного на угнетении и эксплуатации. Недаром официальная православная церковь объявила Толстого своим врагом и предала проклятию. И не случайно В. И. Ленин назвал Толстого «зеркалом русской революции», имея в виду, что произведения этого писателя отразили те противоречия русской жизни, которые неизбежно приведут к революции. Наряду с романами «Анна Каренина» и «Воскресение» широкую известность получил исторический роман Толстого «Война и мир», посвященный Отечественной войне 1812 г. Подлинным героем этого произведения, как и замечательных «Севастопольских рассказов» Толстого, был могучий народ русский, великий в труде и в борьбе против захватчиков и поработителей.
- В мрачные годы торжества дворянской реакции, наступившие после разгрома «Народной воли», пришел в русскую литературу Антон Павлович Чехов. С грустной улыбкой смотрел он на людей, когда-то мечтавших о подвигах и славе, а потом погрязших в мелких будничных заботах. Но когда речь заходила о невеждах и эгоистах, отравлявших жизнь близким и окружающим, уже не мягкая укоризна, а гнев и осуждение слышались в голосе писателя. Призывая в рассказах и драмах к борьбе против пошлости и мракобесия, Чехов клеймил позором тот общественный строй, порождением которого они являлись.
Освободительные идеи русского искусства.
В 1863 г. 14 молодых художников во главе с И. Н. Крамским образовали «Товарищество художественных передвижных выставок». Они решили служить народу, показывая не только его безрадостную долю, но и его героическую борьбу за свободу и независимость. Тем самым «передвижники» надеялись привлечь внимание к народным нуждам, пробудить стремление к защите интересов трудящихся. Их выставки посещали тысячи людей.
Традиции «передвижников» воплотили в своих полотнах художники И.Е.Репин и В.И.Суриков. С восторгом встретили передовые русские люди появление репинских «Бурлаков» и «Запорожцев», отобразивших могучую силу и непокорность народных масс.
Героическому прошлому русского народа были посвящены картины Сурикова «Суворов в Альпах», «Покорение Сибири» и другие.
Близкой по духу «передвижникам» являлась «Могучая кучка» русских композиторов во главе с последователем Глинки М. А. Балакиревым. Они давали концерты для народа. Они посвящали свои музыкальные произведения героическим событиям народной жизни. Таковы были, например, опера А. П. Бородина «Князь Игорь» и музыкальная драма М. П.Мусоргского «Борис Годунов».
Ученик Балакирева Н. А. Римский-Корсаков мастерски использовал для своих оперных произведений мотивы народных песен и сказок («Садко», «Снегурочка»).
Народная музыка лежала в основе замечательных творений великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Его разнообразные по форме произведения - оперы, романсы, симфонии - отличаются глубокой искренностью, мелодичностью и лиризмом. Они до сих пор восхищают своим высоким художественным мастерством всех любителей музыки.
Вдохновленные нараставшим в стране освободительным движением передовые деятели русского искусства активно способствовали ему пропагандой высоких гуманистических идеалов и свободомыслия. Народность и правдивость придавали их произведениям особую красоту и особое звучание.
Украинский писатель-демократ Иван Франко, посвятивший многие свои произведения борьбе в жизни трудящихся, высоко ценил русскую литературу, переводил на украинский язык труды Герцена и Чернышевского.
Выдающийся грузинский писатель Илья Чавчавадзе испытал на себе благотворное влияние идей русских революционных демократов. Идейные противники рисовали его в карикатурах с мечом в одной руке и томиком сочинений Белинского -в другой.
Казахский просветитель Чокан Валиханов дружил с русскими ссыльными революционерами, лично был знаком с Чернышевским и горячо убеждал своих соотечественников крепить культурное сотрудничество с демократической русской интеллигенцией. «Без русских - это без просвещения»,- говорил он.
» Начинать предложения с заглавной буквы, нормальным русским языком, без сленгов и других выражений. Не менее 30 символов.