ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА

ОБЪЕДИНЕНИЕ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКВЫ

Татарское нашествие нанесло невиданно тяжелый урон. Многие села и города "лежали впусте", были сожжены и разрушены.

Тысячи земледельцев были убиты. Многих враги угнали в плен. Несчетное число семей по всей Руси лишилось кормильцев. Искусных ремесленников увезли в Золотую Орду, прервалось учение молодых мастеров. Тяжелый ущерб понесло ремесло и искусство. Силы страны были подорваны.

Татарская дань выпивала соки из населения. Ужас рабства нависал над неплательщиками дани. Монголо-татарское иго сильно задержало хозяйственное развитие Руси.

Но мало-помалу жизнь все-таки стала налаживаться. Большое значение имело то, что князья взяли на себя сбор дани. Ханский баскак теперь получал дань от князя, реже появлялся в городах и деревнях.

На какой же основе восстанавливалась хозяйственная жизнь? На прежней, феодальной. Князья и бояре по-прежнему были владельцами земли, а основная масса крестьян была в феодальной зависимости от господ.

В господских имениях возобновилось земледелие и на крестьянской и на барской запашке. Крестьяне платили барину оброк натурой- хлебом, овсом, скотом, птицей, частью деньгами и работали на его поле боярщину (барщину). В XIV-XV вв. чаще всего крестьяне были на оброке.Карта -объединение русских земель вокруг Москвы образование централизованного государства

Укрепилось значение новых крупных землевладельцев - монастырей. Богатейшими феодальными владениями были Троице-Сергиев монастырь около Радонежа, Соловецкий - на Белом море.

Возникла новая форма поселения - «слободы» (от слова «свобода»). Князь освобождал на льготный срок от податей и работы тех крестьян, кто поселится на невозделанной пустоши и созовет туда новых работников. Через несколько лет слобода переходила в обычную зависимость от феодала.

Развилась и новая форма владения землей: под особым условием князь давал своему слуге поместье лишь на то время, пока тот служил князю. Получившие поместье должны были приходить в войско князя с отрядом своих людей «конны, людны и оружны». Если прекращалась служба, князь отбирал поместье и передавал его другому феодалу. Слово «помещик» и произошло от «поместья».

Мало-помалу в земледелии опять стало укрепляться трехполье. Возродилось скотоводство. Вновь стали на ноги ремесла: железоделательный промысел, кузнечное дело, кожевенное, гончарное.

Хозяйственная жизнь начала медленно развиваться, идти вперед. Феодализм был тогда еще на подъеме.

 

2. Возвышение Москвы

Постепенно после пожара и татарского разорения восстала из пепла и обугленная Москва. Около нее закипела трудовая жизнь, усилилась ее слава. Укрепилась сила ее князей. И вскоре стало ясно, что именно Москва возвышается над всеми, сильнее и краше всех, именно она начинает объединять Русь. 

Около Москвы сложились особенно благоприятные условия для восстановления и развития хозяйства. Тут был старый центр пашенного земледелия. Местные жители были опытны в пахоте земли, издавна ковали железо, умело выделывали кожаные и гончарные изделия, накопили опыт в строительном деле. Как ни тяжело было из пепла поднимать города после татарских пожаров, все-таки тут было легче, чем в других местах.

Москва была более надежным местом для жизни в то тяжелое время. Татарской коннице было трудно добраться до города, окруженного лесами. И соседние княжества - Рязанское, Нижегородское и другие - защищали Москву от вражеских набегов, принимали на себя первый удар. Поэтому крестьяне отовсюду приходили в Московское княжество и тут селились. Здесь скопилось больше трудового народа, можно было успешнее работать, хозяйство укреплялось.

Москва находилась на перекрестке торговых путей. Она соединяла западный край с торговым Поволжьем. По Москве-реке новгородцы плыли в Оку, выплывали на Волгу и торговали с Золотой Ордой. Второй путь шел на юг по Дону, в Азовское, а оттуда в Черное море. В Крыму в это время были поселения итальянских купцов из богатого торгового города Генуи. Пошлины с торговых судов шли московским князьям. Москва богатела.

Москва была центром старых русских земель, здесь складывалась великорусская народность.

При Юрии Долгоруком Москва и ее земли еще не были самостоятельным или, как тогда говорили, удельным княжеством. Она принадлежала владимирским князьям и входила в их княжество. Она стала самостоятельным уделом лишь в XIII в.

Первым московским удельным князем был сын Александра Невского князь Даниил Александрович. Он расширил княжество: отвоевал у рязанских князей город Коломну и присоединил ее к Москве. Его сын отвоевал у смоленских князей город Можайск. Коломна находилась при впадении реки Москвы в Оку, а Можайск- на ее верховьях. Стало быть, к началу XIV в. московские князья стали хозяевами всей реки Москвы.

 

3. Иван Калита (1325-1341)

Вскоре московским князем стал Иван Калита слово калита означает «денежный мешок». Это был князь-скопидом. Он накопил большие богатства. У мелких отдельных князей он скупал их уделы и расширял свое княжество.

Хитрый Иван Калита сумел наладить отношения с Золотой Ордой. Он часто ездил туда, возил подарки ханам и их женам. В Орде все ханши так и знали: когда приедет Иван Калита, будет у них серебро и золото. В княжение Калиты татары не нападали на Русь. Люди спокойно сеяли хлеб, собирали урожай, занимались ремеслом.

Великим князем всей Руси татарские ханы назначили в то время тверского князя Александра. В 1327 г. татарский посол Чолхан - «Щелкан», как говорили русские - приехал в Тверь собирать дань. В Твери произошло восстание, и Чолхан был убит Золотоордынский хан послал 50-тысячное войско для наказания непокорной Твери. Начальником этого войска он назначил Ивана Калиту.

Иван Калита разгромил Тверь. За это хан сделал его великим князем (1328). С тех пор великое княжество не выходило из рук потомков Ивана Калиты.

Как видим, жизнь развивалась в противоречиях, но шла вперед. Было трудное время - над Русью тяготело монголо-татарское иго. Князь стоял за феодальных землевладельцев, угнетал вместе с ними трудовых людей. Но в силе и самостоятельности княжества была выгода и для трудового народа: в таком княжестве было спокойнее работать, надежнее жить.

В княжение Ивана Калиты Москва стала и церковным центром Руси. Тут также действовала хитрая политика дальновидного князя. Главный церковный начальник русского духовенства назывался митрополитом. Митрополит был один на всю Русь, и жил он в Киеве. Когда монголы в 1240 г. разрушили Киев, митрополит перебрался в город Владимир на Клязьме, где жил русский великий князь. Иван Калита завел дружбу с митрополитом Петром, тот часто гостил у него в Москве. Здесь он и умер. Преемник Петра новый митрополит окончательно поселился на жительство в Москве и помог Ивану Калите усмирить непокорную Тверь. Все это подымало значение Москвы.

При Иване Калите украсилась русская столица. Калита хотел, чтобы Москва была не хуже Владимира. Во Владимире был Успенский собор и в Москве, в Кремле, построили Успенский собор. Правда, он был небольшой и деревянный, но все-таки Москва стала еще больше походить на столицу.


Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Начинать предложения с заглавной буквы, нормальным русским языком, без сленгов и других выражений. Не менее 30 символов.



Today 25.04.2024 11:56:30
✔24-04-1877г - Русско-турецкая война, 1877-1878: Россия объявляет войну Османской империи.

Наверх

История Мира 2013 - 2024 .:: Hist-World.com .:: [email protected]

История России, Мира - от древнейших времен до наших дней. История под правильным - проверенным временем, советским взглядом. Без новомодных влияний, только факты и взвешенный подход.