РАСШИРЕНИЕ И УСИЛЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ФЕОДАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В X-XI вв.

Походы князя Святослава

Постепенно древнерусское государство расширялось. В руках князей скопились большие богатства. Усиливалась военная мощь и искусство дружинного войска. Это было заметно в X в. при князе Святославе, сыне Игоря и Ольги.

Святослав был предприимчивым и воинственным князем. Он был храбр, силен и очень вынослив. Вместе со своей дружиной князь вел суровую походную жизнь, ничем не отличаясь от дружинника. Он спал под открытым небом, положив под голову седло. Не брал с собой ни шатров, ни котлов, не варил мяса, а просто пек его на углях. Без тяжелой поклажи он быстро передвигался в военных походах, ходил легко, «как барс», говорит о нем древняя летопись. Русское войско было подвижным, опытным и стойким. Князь Святослав завоевал для древнерусского государства много новых земель и расширил его границы. Ему покорились вятичи, жившие по Оке. Отсюда Святослав двинулся на восток - на Волгу. Здесь он разгромил волжских болгар, живших около теперешней Казани, и хазарское царство около теперешней Астрахани. Этим самым он открыл себе путь на восток. После этого он двинулся на запад - на Балканский полуостров.Стальные мечи 10-11 век

Византийский император боялся военной мощи Руси и заключил со Святославом союз против дунайских болгар. Святослав завоевал Дунайскую Болгарию. В древнерусской летописи записаны его слова: «Хочу жить в Переяславце на Дунае. Там середина земли моей, туда стекается всякое добро: от греков золото, шелка, вина, различные плоды, от чехов и венгров - серебро и кони, а из Руси - меха, мед и рабы».

Успехи Руси встревожили византийского императора: ведь Русь начала укрепляться совсем около границ его государства! Византия тайно подговорила кочевников - печенегов напасть на Киев, Святослав вернулся с Дуная, отстоял родной город и опять пошел в Болгарию. Но после тяжелых и славных битв он уже не вернулся в Киев - печенеги подстерегли его около днепровских порогов и убили.

 

2. Введение христианства.

По мере того как древнерусское феодальное государство росло и укреплялось, ему все чаще приходилось вступать в сношения с Византией и со странами Европы. И там и тут христианство уже было общепринятой религией. А Русь все еще была языческой. Вера славян в своих старых языческих богов - Перуна, Даждьбога, Стрибога - отражала их представления о силах природы, но не помогала укреплению власти князя.

Другое дело - христианство. Оно давно уже прославляло власть императора как первого заместителя бога на земле. И бог у христиан объявлялся единым, всемогущим и всезнающим властителем всего мира,- это содействовало единоначалию в управлении. А в пестром славянском многобожии не совсем ясно было, кто же главный бог и как он относится к княжеской власти.

С наступлением нового, более сложного общественного строя надо было укрепить религией единоначалие князей.

«Нет власти, кроме как от бога»,- учила христианская вера. Отсюда следовала необходимость беспрекословно покоряться князю и всем властям на земле. Ведь они - представители бога!

Мало этого, христианская религия подкрепляла необходимость повиновения властям и своим учением о «загробной» жизни.

Рай - жизнь после смерти в прекрасном саду вместе с богом и ангелами. А грешникам, непокорным? Ад - ужасное место, где страшная жара и черти подныривают грешников на углях.

Великолепные христианские храмы того времени, торжественные службы с песнопением, со свечами у икон- все отражало мощь государства и завлекало народ.

Сын Святослава киевский князь Владимир в конце X в. принял христианство и объявил его официальной религией древнерусского государства. Старых идолов свергли и уничтожили. Киевлян согнали к Днепру и крестили в нем по приказу князя.

Но народ во многих местах сопротивлялся новой вере. Во многих селениях продолжали молиться старым богам. Христианство вводили силой. В Новгороде вводившие христианство начальники Добрыня и Путята сожгли за сопротивление половину города. Долго потом говорили в народе: «Путята крестил Новгород мечом, а Добрыня - огнем».

Были восстания против новой веры и в других городах. Церковь получала от князей большие земельные владения и десятую часть государственных доходов («десятину»).

Древнерусское государство сильно укрепилось христианством. Оно поддержало княжескую власть и облегчило связи с другими государствами, где была принята христианская религия. Там уже не могли пренебрежительно смотреть на язычников-славян,- ведь они были теперь одной с ними веры.

Христианское духовенство было грамотным. При церквах собиралось много книг, работали переписчики, открывались школы. Жизнь стала культурнее, чем при язычестве.

 

3. Ярослав Мудрый.

В первой половине XI в. в древнерусском Киевском государстве княжил Ярослав, прозванный Мудрым. Он укреплял древнерусское государство, заботился о его могуществе. Ему удалось наголову разбить печенегов, и они с тех пор перестали нападать на Русь.

Христианскую церковь Ярослав усиливал, давая ей земли и обязывая крестьян на нее работать. При монастырях устраивали школы, где обучали грамоте и готовили служителей церкви.

Сам Ярослав любил чтение и читал книги днем и ночью. В Киеве по его приказу были возведены многие прекрасные строения - величественный храм святой Софии, новые городские стены с «Золотыми воротами». В Киеве в его княжение работали многие искусные художники и архитекторы - русские и иностранные. Хотя в знаменитых постройках и в церковных иконах и картинах сильно было влияние Византии, но в целом складывалась постепенно новая своеобразная русская живопись и архитектура.

Древнерусское государство еще сильнее укрепилось при Ярославе Мудром. Иностранные короли искали с ним союза. Сам Ярослав женился на шведской принцессе, а дочерей своих выдал замуж за французского, венгерского и норвежского королей. Сын Ярослава женился на византийской принцессе.

 

4. Русская правдаПервый лист Русской правды.

При Ярославе Мудром, сыне Владимира Святославича положено начало русскому письменному законодательству.

Русские законы того времени назывались «Русской правдой». Она основывалась на старых русских обычаях, сложившихся очень давно. Сыновья Ярослава дополнили ее новыми постановлениями. Одно было особенно важно: была запрещена кровная родовая месть- пережиток родового строя. За убийство человека раньше мстили родственники убитого, убивая родных убийцы из поколения в поколение. Теперь же за убийство положен был денежный штраф. Это было шагом вперед в общественном порядке.

«Русская правда» охраняла частную собственность, в том числе собственность на землю. Кто перепашет чужую межу, платит штраф в 12 гривен. Украдут вола - штраф одна гривна и вернуть вола.

Гривной тогда назывался слиток серебра около 200 граммов. Наше слово «гривенник» происходит от слова «гривна», но разница, как видите, очень большая.

Если убили простого смерда - штраф в 5 гривен. Если убили княжеского слугу, старшего дружинника - штраф гораздо больше - 80 гривен. В 16 раз дешевле ценился простой крестьянин по сравнению с знатным человеком. Таковы были феодальные порядки. Закон охранял прежде всего собственность и личность феодала.

Суд происходил на княжеском дворе.

Разбирала «Русская правда» и ссоры между дружинниками. В драке вырвали клок бороды - штраф 12 гривен в пользу князя. Выбили в драке зуб и кровь течет изо рта (улика налицо!) - штраф в 12 гривен в пользу князя, а потерпевшему - гривна.

Создание письменных законов было большим шагом вперед в деле установления государственного порядка.

 

5. Усиление угнетения смердов. Народные восстания в XI в.

Все отчетливее определялись с укреплением феодализма два класса феодального общества- крестьяне и феодалы. Князья и бояре все чаще захватывали крестьянскую землю, все более усиливали крестьянские. повинности. Церковь стала новым богатым землевладельцем - притеснителем крестьян.

Усилилось и сопротивление угнетенных. Особенно обострялось оно в годы бедствий - неурожаев, голодовок народа. В 1024 г. в Суздальской земле был сильный неурожай, а местная знать спрятала большие запасы хлеба. Народным недовольством воспользовались старые языческие жрецы - волхвы. Народ поднялся на знать, требуя хлеба, а заодно упрекая власть в принятии христианства.

Киевский князь тогда пошел на Суздаль карательным походом, подавил народное движение, многих казнил, других заточил в тюрьму.

В самом Киеве в 1068 г. трудовой народ восстал против князя. В это время с востока появились новые опасные кочевники, угрожающие Киеву,- половцы. Войско киевского князя Изяслава потерпело от них поражение. Изяслав спрятался за киевскими стенами,- киевская земля оказалась без военной защиты. Тогда городские и окрестные жители созвали на Торговой площади Киева общее собрание - вече. «Половцы распространились по земле! - кричал народ на вече.- Дай, князь, оружие и коней, мы будем биться с ними!»

Князь отказался дать коней и оружие. Он боялся, что это оружие народ повернет против князей и бояр. Тогда началось восстание. Народ выгнал князя Изяслава из города, захватил его дворец, поделил его имущество - золото, серебро, меха. Вече выбрало другого правителя. Половцам был дан отпор.

На через несколько месяцев князь Изяслав, бежавший в Польшу, вернулся с отрядом польских войск и жестоко расправился с участниками восстания. Семьдесят человек он казнил, многих ослепил. Так развивались феодальные отношения в жестокой классовой борьбе.

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Начинать предложения с заглавной буквы, нормальным русским языком, без сленгов и других выражений. Не менее 30 символов.


Today 18.10.2017 17:45:03
✔16-10-1946г - 10 нацистских лидеров повесили как военные преступники после Нюрнбергского трибунала
✔16-10-1970г - Анвар Садат избран президентом Египта, сменив Гамаль Абдель Насера
✔17-10-1912г - Болгария, Греция и Сербия объявляет войну Турции
✔17-10-1970г - Анвар Садат приведен к присяге в качестве президента Египта
✔18-10-1860г - Конец второй опиумной войны, неравный договор.
✔18-10-1945г - Военный трибунал - суд по преступлениям нацистов открываются в Нюрнберге
✔16-10-1813г - Битва народов при Лейпциге
✔17-10-1905г - Манифест Николая II

Наверх

История Мира 2013 - 2017 .:: Hist-World.com .:: support@hist-world.com

История России, Мира - от древнейших времен до наших дней. История - под правильным и социальным взглядом. Без прозападных толкований и новомодных влияний, только факты и взвешенный подход.