Русское искусство во второй половине XIX века

Изобразительное искусство 

Вторая половина XIX в. ознаменовалась расцветом русского изобразительного искусства. Оно стало подлинно великим искусством, было проникнуто пафосом освободительной борьбы народа, откликалось на запросы жизни и активно вторгалось в жизнь. В изобразительном искусстве окончательно утвердился реализм - правдивое и всестороннее отражение жизни народа, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и справедливости.

Центральной темой искусства стал народ, не только угнетенный и страдающий, но и народ - творец истории, народ-борец, созидатель всего лучшего, что есть в жизни.

Утверждение реализма в искусстве проходило в упорной борьбе с официальным направлением, представителем которого была Академия художеств. Она проповедовала идею о том, что искусство выше жизни, выдвигала лишь библейскую и мифологическую тематику для творчества художников. Академия художеств стала реакционной силой, мешавшей развитию передового искусства. 

 

Передвижники

В начале 60-х годов группа художников во главе с И. Н. КрамскимИван Николаевич Крамской. Портрет художника Шишкина. (1880, Русский музей) порвала с Академией художеств и объединилась в Петербургскую артель свободных художников, по типу коммун, описанных Чернышевским в романе «Что делать?».

Художники жили одной дружной семьей, которая стала художественным центром, академией Крамского, как ее называли. В 1870 г. было создано Товарищество художественных передвижных выставок, которое объединило лучших художников России и сыграло огромную роль в развитии изобразительного искусства.

Выдающимся художником этого времени был Василий Григорьевич Перов Автопортрет. 1879Василий Григорьевич Перов (1834-1882). Его творчество пронизано любовью к народу, стремлением осмыслить явления жизни и языком искусства правдиво рассказать о них.

В своих произведениях Перов страстно обличает существующий строй, с большим мастерством и убедительностью показывает тяжелую долю народа. В картине «Сельский крестный ход на пасхе» художник показал русскую деревню в праздничный день, нищету, беспробудное пьянство, сатирически изобразил сельское духовенство.

Поражает своим драматизмом, безысходной скорбью одна из лучших картин Перова - «Проводы покойника», изображающая проводы в последний путь крестьянина - кормильца семьи. Большой известностью пользуются его картины

  • «Последний кабак у заставы»,
  • «Старики родители на могиле сына».

Тонким юмором и лиризмом, любовью к природе пронизаны картины «Охотники на привале», «Рыболов». Картины Перова принадлежат к лучшим образцам русского искусства. Его творчество как бы перекликается с поэзией Некрасова, с произведениями Островского, Тургенева.

Чаепитие в Мытищах ПероваИдейным вождем Товарищества передвижных выставок был Иван Николаевич Крамской (1837-1887) - замечательный художник и теоретик искусства. Крамской страстно боролся против так называемого «чистого искусства», он призывал художника быть человеком и гражданином, своим творчеством бороться за высокие общественные идеалы. Крамской создал целую галерею замечательных портретов русских писателей, художников, общественных деятелей:

  • Толстого,
  • Салтыкова-Щедрина,
  • Некрасова,
  • Боткина,
  • Шишкина и других.

Иван Николаевич Крамской Неизвестная, 1883

Самым крупным художником этого времени, богатырем русской живописи был Репин Илья ЕфимовичИлья Ефимович Репин (1844-1930).

Родился он в небольшом украинском поселке Чугуеве в семье военного поселянина. Образование получил в Академии художеств. Репин был близок к Крамскому и к другим передовым художникам 60-х годов.

Критикуя сторонников «чистого искусства», он писал: «Окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст; действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестью вышивать узоры,- предоставим это благовоспитанным барышням». Репин - стал знаменем передвижников, их гордостью и славой.

Репин был замечательным мастером во всех жанрах живописи и в каждом сказал свое, новое слово. Центральная тема его творчества - жизнь народа во всех ее проявлениях. Он показал народ в труде, в борьбе, прославил борцов за свободу народа.

Лучшим его произведением в 70-е годы была картина «Бурлаки на Волге», воспевшая героический труд народа, его могучие силы. Репин писал, что «судья теперь мужик, а потому надо воспроизводить его интересы». Картина была воспринята как событие в художественной жизни России, она стала символом нового направления в изобразительном искусстве.

Целую серию прекрасных картин посвятил Репин русскому революционному движению:

  • «Арест пропагандиста»,
  • «Сходка»,
  • «Отказ от исповеди перед казнью»,
  • «Не ждали» и др.

И. Е. Репин. «Не ждали». 1888

С глубокой симпатией Репин создает образы революционеров - борцов за народное счастье, беспредельно преданных идеалам революции. Блестящие полотна создал художник на исторические сюжеты. Духом протеста против деспотизма проникнута картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван». В «Запорожцах» он воспевает богатырскую силу народа, его патриотизм, сплоченность, свободолюбие. Художник создал целую галерею портретов. И в этом жанре он сказал новое слово, нашел новые краски, новые приемы для отражения духовной жизни человека.Суриков, Василий Иванович Автопортрет

Зенцом творчества Репина-портретиста является огромная многофигурная картина - групповой портрет «Заседание Государственного совета». В ней художник мастерски сумел показать ничтожество высшей бюрократии, ее холопство, тупость и самодовольство.

Творчество Репина -это целый этап в развитии изобразительного искусства. Его картины - выдающийся вклад не только в русскую, но и мировую художественную культуру.

Изумительные картины на исторические темы создал великий русский живописец Василий Иванович Суриков (1848-1916). Его произведения

  1. «Утро стрелецкой казни»,
  2. «Меншиков в Березове»,
  3. «Боярыня Морозова»,
  4. «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»,
  5. «Степан Разин»

- вершина русской и мировой исторической живописи. История русского народа, его красота, несгибаемая воля, величие души - вот что вдохновляло художника.Утро стрелецкой казниТворчество Виктора Михайловича Васнецова (1848- 1926) Кузнецов Н. Д. Портрет В. М. Васнецова (1891)тесно связано с русской народной сказкой, с былинами, сюжеты которых он брал за основу для своих картин.

Его лучшее произведение - «Богатыри».

Перед зрителем любимые герои русского былинного эпоса - богатыри, защитники Русской земли и родного народа.

Во второй половине XIX столетия творили такие замечательные художники, как

  • Ге,
  • Саврасов,
  • Поленов,
  • Куинджи,
  • Шишкин,
  • Верещагин,
  • Левитан,
  • скульптор Антокольский и многие другие.

Их творчество - самоотверженное служение народу.Богатыри (1898)

 

Музыка

Размах демократического общественного движения во второй половине столетия, общий подъем художественной культуры, внимание к судьбам народа, как основной проблеме эпохи, вызвали к жизни расцвет русского музыкального искусства.

Величайшим композитором является Петр Ильич Чайковский (1840-1893)Петр Ильич Чайковский (1840-1893). Его симфонии (он создал шесть симфоний), оперы («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», «Орлеанская дева» и др.), балеты («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»), романсы стали вершиной русского музыкального искусства. Ведущей темой творчества Чайковского является борьба человеческой личности за свободу, независимость чувства и право на счастье. Правдиво, с огромной силой выразительности Чайковский умел показать средствами музыкального искусства радость и страдание людей, глубокие жизненные конфликты, жизнь и быт народа. «Мне кажется,- писал он,- что я действительно одарен свойством правдиво, искренно и просто выражать музыкой те чувства, настроения и образы, на которые наводит текст. В этом смысле я реалист и коренной русский человек».

Творчество Чайковского получило мировое признание. Его произведения пользуются огромнейшей популярностью во всех странах мира.

 

 «Могучая кучка» 

Всеобщее признание и мировую славу получило творчество великих композиторов «Могучей кучки»:

  1. М. П. Мусоргского,
  2. А. П. Бородина,
  3. Н. А. Римского-Кор-дакова и других.

В начале 60-х годов сложилось творческое объединение замечательных композиторов, которое и получило название «Могучей кучки». Это были люди, для которых тема народа, его титаническая борьба стали центральной проблемой творчества. Продолжая традиции Глинки, композиторы этого направления

особенно большое внимание уделяли изучению народной музыки, которая стала источником их вдохновения.

Особенно мощно выразил революционно-демократические идеи 60-х годов великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский (1839-1881)Модест Петрович Мусоргский (1839-1881). Его гениальные оперы

  • «Борис Годунов» и
  • «Хованщина»

проникнуты безграничной любовью к народу и ненавистью к самодержавию. В истории мирового музыкального искусства никто не смог с такой силой раскрыть характер народа. До конца своих дней композитор был верен следующему принципу, который он сам сформулировал: «Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона; смелая, искренняя речь к людям... вот моя закваска, вот чего хочу и вот в чем боялся бы промахнуться».

Произведения Мусоргского подвергались травле со стороны реакционных музыкальных деятелей и критиков.

Замечательным композитором демократического направления был и   Александр Порфирьевич Бородин Репин  Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887). Его симфонии, романсы и особенно его опера «Князь Игорь» проникнуты пламенным патриотизмом, идеей величия и моральной чистоты русского народа, жаждой свободы и осуждением насилия. «Талант Бородина,- писал о нем современник,- равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и романсе. Главные качества его - великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой».

Талант Бородина был исключительно разносторонен. Он был не только музыкантом, но и выдающимся ученым, профессором химии.

Исключительно богато музыкальное наследие великого русского композитора и музыкального деятеля  Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844-1908)Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844-1908). Им написаны 15 опер, симфонии, балеты, романсы и много музыкальных произведений других жанров. До сего времени его оперы

  1. «Садко»,
  2. «Снегурочка»,
  3. «Майская ночь»,
  4. «Царская невеста»

Марии Николаевны Ермоловой (1853-1928)и другие пользуются огромной популярностью не только в нашей стране, но и за рубежом.

Римский-Корсаков был выдающимся педагогом, воспитавшим целую плеяду композиторов и артистов.

Во второй половине XIX в. больших высот достигло театральное искусство.

На сцене Малого театра расцвел неповторимый талант великой русской актрисы Марии Николаевны Ермоловой (1853-1928).

Отличительной особенностью русского искусства - музыки, театра, живописи - были глубокий демократизм и народность, стремление ответить на потребности и нужды своей страны, поднять народ на борьбу за лучшие идеалы человечества.

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Начинать предложения с заглавной буквы, нормальным русским языком, без сленгов и других выражений. Не менее 30 символов.


Today 26.05.2017 15:30:28

No events today...

Наверх

История Мира 2013 - 2017 .:: Hist-World.com .:: support@hist-world.com

История России, Мира - от древнейших времен до наших дней. История - под правильным и социальным взглядом. Без прозападных толкований и новомодных влияний, только факты и взвешенный подход.