Подъем революционного движения в 60-е годы XIX века

Революционные прокламации

Опубликование законов об отмене крепостного права вызвало возмущение не только крестьянства, но и всех передовых людей. Герцен и Огарев в своих статьях разоблачали крепостнический характер реформы они пришли к выводу, что «вообще крепостное право не отменено. Народ царем обманут».Вечеринка Маковский

Подъем крестьянского движения принес революционерам-демократам надежду на близость народной революции. Они развернули широкую пропаганду революционных идей в различных кругах русского общества. Зимой 1860/61 г. появилась прокламация «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». В этой прокламации простым, доступным народу языком разъяснялся грабительский характер реформы. В ней говорилось, что царь с помещиками заодно и крестьяне напрасно ждут от него «настоящей» воли. Только они сами в союзе с солдатами и передовыми офицерами могут общим восстанием добиться земли и воли. Призывая крестьян к революции, прокламация убеждала их не торопиться, не выступать разобщенно, а ждать сигнала, чтобы сообща обрушиться на врага. Это был конкретный план борьбы за настоящую волю. Вслед за этим воззванием появились прокламации

  • «Великорус»,
  • «К молодому поколению»,
  • «К солдатам»,
  • «Молодая Россия» и многие другие.

В них раскрывалась широкая программа демократического преобразования России. Прокламации требовали передачи всей земли крестьянам, намечали пути социалистического переустройства.

 

 «Земля и воля» 60-х годов 

Подъем крестьянского и революционно-демократического движения привел к созданию в начале 60-х годов тайной революционной организации «Земля и воля». Она возникла в результате объединения революционных кружков. Идейным вдохновителем и вождем всего движения был Чернышевский. Активное участие в создании «Земли и воли» приняли Герцен и Огарев, находившиеся за границей.

 Отделения общества возникли в Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Харькове и других городах. В общество входило несколько сот человек - студентов, мелких служащих, офицеров, литераторов и др. Возглавил организацию в 1862 г. Русский.центральный народный комитет. «Земля и воля» имела свою типографию, вела пропагандистскую и агитационную работу, чтобы подготовить народ к предстоящему восстанию. «Земля и воля» боролась за ликвидацию самодержавия и установление демократических свобод. Землевольцы надеялись, что восстание произойдет летом 1863 г. Но их надежды не оправдались.

Самодержавию удалось справиться с разрозненными крестьянскими волнениями. Либеральное дворянство и буржуазия, напуганные размахом крестьянского движения, стали активно поддерживать правительство. Самодержавие начало решительный поход против революционеров.

 

Расправа на Чернышевским

Летом 1862 г. были арестованы Н. Г. Чернышевский и другие руководители освободительной борьбы. Правительство не имело доказательств виновности Чернышевского. Тогда были сфабрикованы фальшивые документы. На их основании царский суд бросил Чернышевского в каторжную тюрьму. Перед отправкой на каторгу Чернышевского подвергли гражданской казни. Его возвели на эшафот, повесили на грудь доску с надписью «Государственный преступник», сломали над его головой шпагу, а затем приковали цепями к позорному столбу. В это время на эшафот упал букет цветов: революционная молодежь даже на царском судилище не испугалась выразить  Чернышевскому свою любовь.

Долгие годы томился Чернышевский за тюремной решеткой. Только в конце жизни, в 1883 г. он смог вернуться из Сибири. В тюрьме, в 1862 г. Чернышевский написал свой знаменитый роман «Что делать?», который стал программой революционного движения того времени, а образ стойкого борца за дело народа Рахметова - идеалом революционера для молодежи.

Вслед за арестом Чернышевского были арестованы многие члены «Земли и воли». В результате «Земля и воля» так и не успела сложиться в общероссийскую организацию. Самодержавию удалось отбить первый натиск революционной демократии.

В 1866 г. на всю Россию прогремел выстрел молодого революционера Дмитрия Каракозова. Он стрелял в царя. Покушение произошло около Летнего сада в Петербурге, но Каракозов промахнулся, был схвачен и после пыток и суда казнен. Царизм использовал это покушение как повод для расправы с революционным движением. Из рядов русского общества была вырвана лучшая, самая передовая и революционная его часть. Царские суды беспощадно расправлялись с революционерами, осуждая их на каторгу, в ссылку, под надзор полиции.

 

ВОЗЗВАНИЕ «БАРСКИМ КРЕСТЬЯНАМ»

(Извлечения)

А как же мам, русским людям, в неправду вольными людьми стать? Можно это дело обработать: и не то чтобы очень трудно было: надо только единодушие иметь между собою мужикам, да сноровку иметь, да силой запастись.

Вот вы, барские крестьяне, значит, одна половина русских мужиков. А другая половина - государственные да удельные крестьяне. Им тоже воли-то нет. Вот вы с ними и соглашайтесь, и растолкуйте им, какая им воля следует, как выше прописано. Чтобы рекрутчины, да подушной, да пачпортов не было, да окружных там, да всей этой чиновной дряни над ними не было, а чтобы у них тоже мир был всему голова...

А вот тоже солдат,- ведь опять из мужиков, тоже ваш брат. А на солдате все держится, все нонешние порядки. А солдату какая прибыль за нонешние порядки стоять? Что, ему житье, что ли, больно сладкое? Али жалованье хорошее? Проклятое ноте у нас житье солдатам. Да и лоб-то им забрили по принуждению, и каждому из них вольную отставку получить бы хотелось. Вот вы им и скажите всю правду, как об них написано. Когда воля мужикам будет, каждому солдату тоже воля объявится: служи солдатом кто хочет, а кто не хочет, отставку чистую получай...

А еще вот кому от нас поклонитесь: офицерам добрым, потому что есть и такие офицеры, и не мало таких офицеров. Так чтобы солдаты таких офицеров высматривали, которые надежны, что за народ стоять будут, и таких офицеров пусть солдаты слушаются, как волю добыть.

А еще вот о чем, братцы, солдат просите, чтобы они вас учили, как в военном деле порядок держать. Муштровки большой вам не надо, чтобы там в ногу идти по-солдатски да носок вытягивать,- без этого обойтись можно, а тому надо учиться вам, чтобы плечом к плечу плотнее держаться, да команды слушаться, да пустого страха не бояться, а мужество иметь во всяком деле да рассудок спокойный, значит, хладнокровие. Что вам надо узнать, что покуда вперед прешь да плотно держишься, да команды слушаешься,- тут мало вреда терпишь; только тогда и опасность большая бывает, когда дроянешь, да мяться начнешь, да еще коли побежишь назад,- ну, тут уже шщЭ дело. А покуда вперед идешь, мало тебе пушка вреда делает. Ведь из сотню то ядер разве одно в человека попадет, а другие все мимо летят. И о пуляй то же надо сказать. Тут грому много, а вреда мало.

А кроме того, ружьями запасайтесь, кто может, да всяким оружием. М . Так вот оно какое дело: надо мужикам всем промеж себя согласие имет чтобы заодно быть, когда пора будет. А покуда пора не пришла, надо силу беречь, себя напрасно в беду не вводить, значит, спокойствие сохранять и вид$ никакого не показывать. Пословица говорит, что один в поле не воин. Что толку-то, ежели в одном селе булгу поднять, а когда в других селах готовности еще нет? Это значит только дело портить да себя губить. А когда готовы будут, значит, везде поддержка подготовлена, ну, тогда дело начинай. А до той поры рукам воли не давай, смиренный вид имей, а сам про меж своим братом мужиком толкуй да подговаривай его, чтобы дело в настоящем виде понимал. А когда промеж вами единодушие будет, в ту пору! и назначение выйдет, что- пора, дескать, всем дружно начинать. Мы уже увидим, когда пора будет, и объявление сделаем. Ведь у пас по всем местам"; свои люди есть, отовсюду нам вести приходят, как народ да что народ. Вот мы и знаем, что покудова еще нет приготовленности. А когда приготовленность будет, нам тоже видно будет. Ну, тогда и пришлем такое объявление! что пора, люди русские, доброе дело начинать, что во всех местах в одну пору начнется доброе дело, потому что везде тогда народ готов будет и единодушие в нем есть, и одно место от другого не отстанет. Тогда и легко! будет волю добыть. А до той поры готовься к делу, а сам виду не показывай, что к делу подготовка у тебя идет.

А это наше письмецо промеж себя читайте, да друг дружке раздавайте. А кроме своего брата мужика да солдата, ото всех его прячьте, потому что для мужиков да для солдат наше письмецо писано, а другому ни к кому оно не писано, значит, окроме вас, крестьян да солдат, никому и знать об нем не следует.

Оставайтесь здоровы, да вести от нас ждите. Вы себя берегите до поры до времени, а уж от нас вы без наставленья не останетесь, когда пора будет.


Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Начинать предложения с заглавной буквы, нормальным русским языком, без сленгов и других выражений. Не менее 30 символов.



Today 19.04.2024 18:49:54
✔17-04-1895г - Симоно-секский договор подписан, заканчивается первая китайско-японская война (1889-1495)

Наверх

История Мира 2013 - 2024 .:: Hist-World.com .:: [email protected]

История России, Мира - от древнейших времен до наших дней. История под правильным - проверенным временем, советским взглядом. Без новомодных влияний, только факты и взвешенный подход.