Революционное движение в 70-80-х годах XIX века

Возникновение народничества

Причины народнического движения

К 70-м годам XIX в. снова усилилось крестьянское движение.  Волнения происходили как в центральных губерниях, так и на Украине, в Грузии и Азербайджане, в Поволжье и других районах России. Крестьяне требовали

  • отмены всех повинностей в пользу помещиков,
  • возвращения отрезанной у них при освобождении земли.

Крестьяне напряженно ждали настоящей воли. Обострение классовой борьбы, подъем крестьянского движения явились могучим стимулом оживления общественного, и прежде всего революционно-демократического, движения. Большое влияние на него оказали также революционные события на Западе.

Карл Генрих Маркс  Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике — теорию прибавочной стоимости, в политике — теорию классовой борьбыВажнейшим событием в международном революционном движении было создание в 1864 г. I Интернационала. Возглавляемый великими мыслителями и революционерами К. Марксом и Ф. Энгельсом, I Интернационал оказал огромное влияние на развитие рабочего движения во всем мире. К его деятельности было приковано внимание революционеров всех стран.

В 1870 г. группа русских эмигрантов создала Русскую секцию I Интернационала и обратилась к К. Марксу с просьбой быть ее представителем в Генеральном совете. К. Маркс ответил согласием. Создание Русской секции Интернационала свидетельствовало о появлении интереса к марксизму и рабочему движению в среде русских революционеров. Однако в самой России марксизм еще не получил широкого распространения. Рабочее движение в России делало только первые шаги.

Большое впечатление на передовую молодежь России произвела героическая борьба французского пролетариата в дни Парижской коммуны (1871 г.). Революционере М. П. Сажин, Е. Л. Дмитриева и другие боролись на баррикадах вместе с коммунарами. Знаменитый русский математик Софья Ковалевская оказывала медицинскую помощь в госпитале раненым коммунарам. Русские революционеры восприняли Парижскую коммуну как начало «мировой революции», которая, «поднявшись над развалинами Парижа... облетит все столицы мира, желанная, святая, побывает и в нашей мужичьей избе».

В 70-х годах начался крутой подъем русского революционного движения.

 

Взгляды народников

Представителями революционно-демократического движения в 70-х годах были революционные народники. Народниками их назвали потому, что они, глубоко сочувствуя страданиям народа, выступая защитниками его интересов, пошли в народ, чтобы поднять его на революцию.

Народники продолжили великое дело Герцена и Чернышевского, дело борьбы против самодержавия и крепостничества. Они требовали безвозмездной передачи всей земли крестьянам, ликвидации самодержавия и всех привилегий дворянства, боролись против произвола полиции и чиновников. Народники мечтали о свободе и равенстве всего народа. Это была программа революционно-демократического преобразования России.

Являясь последователями Чернышевского, народники понимали, что осуществить эти преобразования можно только революционным путем, и все свои силы направляли на пропаганду революционных идей, на подготовку народа к восстанию. Они надеялись своими силами поднять народ на революцию, совершить в России революционный переворот и провести социалистические преобразования. В отлитие от своих предшественников, революционеров 60-х годов, они боролись не только против самодержавия и других остатков крепостничества, но и против капитализма, пришедшего на смену феодальному строю. Они надеялись, что Россия придет к социализму, минуя капиталистическую стадию развития. Они рассчитывали осуществить социалистический переворот с помощью крестьянства. Но они не понимали того, что крестьянство не является самостоятельной революционной силой. В условиях капитализма крестьянство расслаивается на буржуазию и пролетариат и только под руководством рабочего класса способно совершить социалистическую революцию. Народники были социалистами-утопистами.

 

Теоретические ошибки народников

Народничество имело серьезные недостатки как в теории, так и в практике революционной борьбы. Народники не знали законов  общественного развития. Они полагали, что капитализм в России - явление случайное, насаждаемое сверху правительством. Они не понимали, что по сравнению с феодальным строем капитализм представляет собой шаг вперед. Более того, народники считали его регрессом. Не могли они оценить и роли нового, нарождающегося класса - пролетариата, рассматривая его лишь как разорившуюся, нищую часть крестьянства.

Народники думали, что «особый экономический строй России», имея в виду общинную организацию деревни, позволит ей миновать капитализм. С древнейших времен в русской деревне сохранилась община. Это значит, что луга, леса и другие угодья находились в коллективном владении всей деревни. Пахотные земли также принадлежали общине. Хотя они и находились в частном пользовании, их периодически перераспределяли между крестьянами. Дом, огород, скот являлись частной собственностью. Из этого народники делали ошибочный вывод, что частнособственнические настроения были развиты у русских крестьян очень слабо. Поэтому община, по их мнению,- это «зародыш социализма», «социалистическая ячейка», а русский крестьянин по своей натуре и природе - социалист. Они мечтали через крестьянскую общину сразу же перейти к социалистическому строю. Народники не понимали того, что община разлагается на бедняков и кулаков и что этот процесс свидетельствует о развитии капитализма в сельском хозяйстве.

Выступая против самодержавия, народники не ставили перед собой непосредственной задачи борьбы за его ликвидацию. Они считали, что введение конституции при сохранении экономического господства помещиков и буржуазии будет выгодно только капиталистам и помещикам, народ же от этого ничего не получит, кроме вреда, так как он неграмотен и беден. Поэтому власть опять захватят богачи.

Народники отражали настроения крестьянства, которое боролось с остатками феодализма, но боялось капитализма, приносившего разорение значительной части населения, превращавшего его в пролетариат. Мечтая о создании социализма, народники выступали по существу за буржуазные преобразования, хотя сами этого не осознавали. Передача земли крестьянам, за что боролись народники, не только не уничтожила бы капитализм, как указывал В. И. Ленин, а, напротив, дала бы «более широкую базу для его развития» (Соч., т. 8, стр. 290).

 

Три течения в народничестве

В революционном народничестве было три основных направления:

  1. бунтарское,
  2. пропагандистское,
  3. заговщическое.

Теоретиком бунтарского направления был Михаил Александрович Бакунин (1814-1876). Бакунин был выходцем из дворянской среды. В 40-х годах он эмигрировал за границу и стал активным деятелем западноевропейского революционного движения. За участие в революции 1848 г. прусский и австрийский суды дважды приговаривали его к смертной казни. Более года сидел он в австрийской тюрьме прикованный цепью к стене, а затем был выдан царскому правительству. После длительного тюремного заключения Бакунин был выслан в Сибирь, откуда бежал за границу.Михаил Александрович Бакунин (1814-1876)

В 60-х годах Бакунин стал главой анархизма, т. е. такого политического течения, которое выступало за немедленное уничтожение всякой государственной власти. В это время Бакунин вел упорную борьбу против К. Маркса и Интернационала, чем нанес большой вред международному рабочему движению. Его мелкобуржуазные анархистские идеи имели успех в тех странах, где капитализм был развит слабо, а пролетариат еще не сложился в самостоятельную политическую силу,- в Италии, Испании, России.

Основной задачей революционной борьбы Бакунин считал разрушение государства, что должно было, по его мнению, привести к установлению социализма и всеобщего равенства. Главную силу революции он видел в крестьянстве и в люмпен-пролетариате - «разбойном элементе», как он говорил.

Народники-бунтари вслед за своим учителем считали, что русские крестьяне, доведенные до отчаяния нищетой и бесправием, уже готовы к революции. Необходимо идти в народ и немедленно поднимать его на бунт, который в конце концов выльется во всероссийскую, а затем и в мировую революцию. Революция, по их представлениям,- это всеобщий бунт, который сломает государство и установит социализм.

Пропагандистское направление народничества обосновал Петр Лаврович Лавров (1823--1900). Он был профессором математики в военной академии, полковником. В 60-х годах за участие в революционном движении он был арестован и сослан. В 1870 г. Лавров бежал из ссылки за границу и стал играть видную роль в среде русских эмигрантов-революционеров.

Как и все народники, Лавров исходил из того, что Россия может миновать стадию капитализма и прямо прийти к социализму путем революции. Ведущей силой революции он считал интеллигенцию. Она должна усвоить социалистические и революционные идеи, а затем понести их в народ. Так как народ не готов к революции, интеллигенция должна создать революционную организацию и развернуть широкую пропаганду среди народа, разбудить его, внести в народные массы социалистическое сознание. В этом ее долг перед народом.

 критик и публицист Петр Никитич Ткачев (1844-1885)Заговорщическое направление обосновал критик и публицист Петр Никитич Ткачев (1844-1885). Он принимал активное участие в студенческом и революционном движении 60-х годов, за что был осужден царским судом. После освобождения из тюрьмы в 1873 г. эмигрировал за границу. Ткачев считал, что самодержавие не имеет никакой классовой опоры, «висит в воздухе». Поэтому с ним легко может справиться небольшая группа заговорщиков. Путем государственного переворота они захватят власть и затем проведут необходимые революционные и социалистические преобразования. В отличие от большинства народников Ткачев и его сторонники не считали крестьянство решающей силой революции, поэтому они стремились совершить революцию не путем народного восстания, а путем тайного заговора против правительства.

Представители всех этих течений, высказываясь за различные методы борьбы, признавали революцию единственным путем освобождения народа. Вот почему это движение получило название революционного народничества 70-х годов.

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Начинать предложения с заглавной буквы, нормальным русским языком, без сленгов и других выражений. Не менее 30 символов.


Today 22.08.2017 16:12:08
✔21-08-1915г - Италия объявляет войну Турции в Первой мировой войне
✔21-08-1942г - Вторая мировая война: нацистами флаг установлен на вершине Эльбруса.
✔22-08-1642г - Гражданская война в Англии, началась между роялистов и парламентом
✔22-08-1942г - Бразилия объявляет войну Германии, Японии и Италии

Наверх

История Мира 2013 - 2017 .:: Hist-World.com .:: support@hist-world.com

История России, Мира - от древнейших времен до наших дней. История - под правильным и социальным взглядом. Без прозападных толкований и новомодных влияний, только факты и взвешенный подход.