Рабочее движение 70-х годов, крах народничества

Первые выступления рабочих

Наряду с народническими организациями, видевшими революционную силу только в интеллигенции и крестьянстве, в 70-х годах возникли первые рабочие организации. Численность рабочего класса в России неуклонно росла. Положение его было чрезвычайно тяжелым. Продолжительный рабочий день, низкая заработная плата, ужасные жилищные условия, произвол администрации делали жизнь рабочих невыносимой. Рабочие поднимались на борьбу против капиталистов Основной формой борьбы была стачка - отказ от работы и предъявление требований администрации. Требования эти имели экономический характер: повышение заработной платы, сокращение рабочего дня до 11 - 12 часов, отмена произвольных штрафов, возвращение уволенных рабочих; но это были уже чисто рабочие требования. Пролетариат начал выступать как самостоятельный класс, со своими интересами. Стачки жестоко подавлялись, а их зачинщиков отправляли в тюрьму или ссылку.

Самым крупным выступлением пролетариата этого периода была стачка рабочих Кренгольмской мануфактуры в 1872 г. Это было одно из первых совместных выступлений русского и эстонского пролетариата.

Из среды рабочих выдвинулись стойкие рабочие-революционеры, настоящие вожаки масс -

  • Петр Алексеев,
  • Степан Халтурин,
  • Василий Герасимов,
  • Петр Моисеенко,
  • Виктор Обнорский.

На царском суде П. Алексеев смело бросил в лицо своим палачам замечательные слова:

«Подымется мускулистая рука миллионов рабочего люда, и ярмо деспотизма, огражденное солдатскими штыками, разлетится в прах». В. И. Ленин назвал эти слова «великим пророчеством русского рабочего-революционера».

В 70-х годах пропагандистскую работу в революционных рабочих кружках вели народники. Они видели в рабочих не самостоятельную революционную силу, а лишь возможных пропагандистов среди крестьянства. Деятельность народников способствовала политическому просвещению рабочих, росту их демократического сознания, вовлечению их в революционную борьбу. Однако народническая пропаганда, отражавшая интересы крестьянства, скоро перестала удовлетворять рабочих, и они стали создавать свои организации.

 

Первые рабочие союзы

В 1875 г. в Одессе была создана первая самостоятельная рабочая организация - «Южнороссий союз рабочих». Основателем ее был Е. О. Заславский. Она насчитывала 200-250 членов и сочувствующих. Членами ее могли быть рабочие и вообще трудящиеся. При выработке устава и программы был использован Устав I Интернационала. «Союз» ставил задачу борьбы с существующим политическим строем. Однако в целом эта организация находилась под влиянием народничества, стояла на позициях утопического социализма. В конце 1875 г. «Южнороссийский союз рабочих» был разгромлен. 15 его активных членов были отправлены на каторгу и в тюрьму.

К этому времени относятся первые политические демонстрации в России. Одна из них состоялась в 1876 г. в Петербурге на Невском проспекте около Казанского собора. Здесь собралось несколько сот демонстрантов - рабочих и интеллигенции. Г. В. Плеханов произнес речь, напомнил собравшимся о Чернышевском и других борцах за свободу народа. Молодой рабочий поднял над толпой красный флаг. Эта первая политическая демонстрация в России показала силу и сознательность передовых рабочих. Она стала крупной вехой в демократическом и рабочем движении.

Слесарь В. П. Обнорский В 1878 г. из рабочих кружков Петербурга сложилась другая, более крупная, рабочая организация - «Северный союз русских рабочих». Его возглавили выдающиеся рабочие-революционеры Виктор Обнорский и Степан Халтурин.

  1. Слесарь В. П. Обнорский был образованным человеком. Он участвовал в рабочем движении на юге России, не раз бывал за границей, был знаком с рабочим движением в странах Западной Европы.
  2. С. Н. Халтурин был сыном крестьянина. Еще подростком он уехал из деревни в Петербург, где начал свою трудовую и революционную деятельность. Это был умный, волевой человек, беззаветно преданный революции.

Программа «Северного союза» ставила задачу «ниспровержения существующего политического и экономического строя государства, как строя крайне несправедливого». Главную роль в предстоящей революции программа отводила пролетариату. Признавая важность борьбы за политическую свободу, программа заявляла о солидарности рабочих всех стран.С. Н. Халтурин

Вместе с тем «Союз» не смог полностью освободиться от народнических взглядов, особенно в определении конечных целей революции.

В «Союз» входило до 200 членов, столько же было сочувствующих. Члены «Союза» участвовали в стачках, печатали прокламации, помогали рабочим формулировать их требования. Рабочие создали свою типографию и отпечатали в ней один номер листка «Рабочая заря», «Северный союз» существовал недолго. В 1879 г. был арестован и сослан на каторгу Обнорский, увлекся террористической деятельностью Халтурин. Полиция разгромила типографию «Союза», и вскоре он прекратил свое существование.

однако программа «северного союза» и его деятельность свидетельствовали о том, что рабочее движение к концу 70-х годов стало играть значительную роль в общественной жизни страны. оно начинает порывать с народничеством.

 

Революционная ситуация 1879-1881г

Концу 70-х годов в России сложилась очень напряженная обстановка, которую Ленин 1879-1881 гг. охарактеризовал как вторую революционную ситуацию. В стране усилились крестьянские волнения. Начало развертываться рабочее движение. Народовольцы совершили ряд террористических актов и упорно стремились убить царя Александра II. Они организовали несколько покушений на царя. Особенно известны два из них. Одно готовила Софья Перовская с группой революционеров. В течение долгих недель несколько революционеров вели подкоп под полотно железной дороги (недалеко от курского вокзала в Москве). Киркой и лопатой они рыли траншею, чтобы заложить динамит и взорвать царский поезд. Взрыв был совершен. Но на воздух взлетел шедший первым поезд с царской охраной.

Второе покушение единолично готовил Степан Халтурин. Он устроился работать истопником в зимний дворец. Постоянно рискуя быть схваченным, отважный революционер носил маленькими дозами взрывчатку к себе в каморку, которая находилась под царской столовой. Взрыв произошел, однако он оказался недостаточно сильным.С. Л. Перовская

Либеральные помещики и буржуазия, опасаясь революции, все настойчивее требовали от самодержавия уступок. Правительство начало колебаться. Оно принимало жестокие меры против революционеров, но, с другой стороны, давало туманные обещания о возможности некоторых новых реформ.

 

Казнь царя

1 марта 1881 г. народовольцам удалось наконец привести в исполнение свой приговор над царем. Организации этого покушения они отдали все свои силы. Под Малой садовой улицей в Петербурге был сделан подкоп для взрыва во время проезда царя. Незадолго до 1 марта были арестованы крупнейшие деятели народовольцев - Михайлов и Желябов,- которые руководили подготовкой покушения. Но оставшейся на воле Софье Перовской удалось завершить дело. Еще юной девушкой С. Перовская порвала со своей семьей (отец ее был дворянином, крупным чиновником) и все свои силы отдала революционной борьбе, выполняя самые опасные и сложные поручения. От взрыва на садовой в последний момент пришлось отказаться, так как заговорщикам стало известно, что царь не поедет по этой улице. Тогда Перовская срочно изменила план покушения. На пути следования царя она расставила метальщиков (так назывались революционеры, которые должны были бросить в царя бомбу). Бомба, брошенная Рысаковым, повредила царскую карету. Царь вышел из кареты, и тогда другой революционер - Гриневицкий бросил бомбу ему под ноги. царь был смертельно ранен и через несколько часов умер. От той же бомбы погиб и Гриневицкий.

Цареубийство произвело огромное впечатление как в России, так и за границей, однако никакого облегчения народу оно не принесло. Место старого царя занял новый. Желябов, Перовская и другие участники покушения были повешены по приговору царского суда. Силы революционеров-народников были подорваны, и они уже не смогли их восстановить. Вторая революционная ситуация не переросла в революцию. Царизму удалось сохранить свои позиции.

 

Перерождение народничесва

В 80-е годы народничество перерождалось. Господствующим становилось либеральное народничество. Оно выражало интересы деревенского кулачества и мелкой городской буржуазии. Либеральные народники проповедовали отказ от борьбы с самодержавием, активно выступали против распространения марксизма и рабочего движения. Их работа сводилась к культурно-просветительной деятельности, к проповеди мелких реформ и улучшений.

Революционно-демократическое движение 70-х годов имело важное значение в истории нашей страны. Народники впервые в истории России создали сплоченную революционную организацию и нанесли серьезные удары по самодержавному строю. Их борьба за свободу и демократию, пропаганда революционных идей среди крестьян и рабочих способствовали политическому пробуждению народа. Ленин высоко ценил деятелей народнического движения, их революционную энергию и героизм. «несомненно, эти жертвы,- указывал Ленин,- пали не напрасно, несомненно, они способствовали - прямо или косвенно - последующему революционному воспитанию русского народа. Но своей непосредственной цели, пробуждения народной революции, они не достигли и не могли достигнуть» (соч., т. 23, стр. 235).

 

ПРОГРАММА ГАЗЕТЫ «ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ»

(Извлечения)

Земля и воля! - вот два магических слова, много раз поднимавшие из глубины России могучие стихийные движения...

Земля и воля! - вот тот девиз, который написали на своем знамени верные духу и истории своего народа наши предшественники, социалисты-народники 60-х годов.

Те же слова пишем на нашем знамени и мы...

Революция - дело народных масс. Подготовляет их история. Революционеры ничего поправить не в силах. Они могут быть только орудиями истории, выразителями народных стремлений. Роль их заключается только в том, чтобы, организуя народ во имя его стремлений и требований и поднимая его на борьбу с целью - их осуществления, содействовать ускорению того революционного процесса, который, по непреложным законам истории, совершается в данный период. Вне этой роли они - ничто: в пределах ее они - один из могущественных факторов истории.

Поэтому основанием всякой истинно революционной программы должны быть народные идеалы, как их создала история в данное время и в данной местности.

Во все времена, где бы и в каких бы размерах ни поднимался русский народ, он требовал земли и воли.

Земли - как общего достояния тех, кто на ней работает, а воли - как Общего права всех людей самим распоряжаться своими делами.

Отнятие земель у помещиков и бояр, изгнание, а иногда поголовное истребление всего начальства, всех представителей государства и учреждение «казачьих кругов», т. е. вольных, автономных общин с выборными, ответственными и всегда сменяемыми исполнителями народной воли,-такова была всегда неизменная «программа» народных революционеров - социалистов:

  • Пугачева,
  • Разина и их сподвижников.

Такова же, без сомнения, остается она и теперь для громадного большинства народа.

Поэтому ее принимаем и мы, революционеры-народники.

Этой программой мы выдвигаем на первый план вопрос аграрный. Вопрос же фабричный мы оставляем в тени... потому, что история, поставившая на первый план в Западной Европе вопрос фабричный, у нас его не выдвинула вовсе, заменив его вопросом аграрным...

По тем же причинам не станем - мы предрешать в нашей программе вопросов, касающихся частных форм будущего социалистического строя. Все это вопросы будущего. Предоставим же будущее будущему. Настоящему предстоит достаточно громадная задача: осуществление народной революции, которая одна в состоянии развить будущий социалистический строй из тех элементарных основ социализма, которые уже созданы в умах народа. 


Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Начинать предложения с заглавной буквы, нормальным русским языком, без сленгов и других выражений. Не менее 30 символов.



Today 26.04.2024 02:58:46
✔24-04-1877г - Русско-турецкая война, 1877-1878: Россия объявляет войну Османской империи.
✔26-04-1828г - Россия объявляет войну Турции в поддержку независимости Греции

Наверх

История Мира 2013 - 2024 .:: Hist-World.com .:: [email protected]

История России, Мира - от древнейших времен до наших дней. История под правильным - проверенным временем, советским взглядом. Без новомодных влияний, только факты и взвешенный подход.