КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ В КОНЦЕ XV-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII ВЕКА

Зарождение буржуазной культуры в Европе

Культурные запросы буржуазии

Каждый класс создаёт свою культуру, потому что У каждого класса есть свои особые интересы. Запросы буржуазии были не похожи на запросы класса феодалов. Большинство феодалов ограничивало круг своих интересов делами поместья. Даже самый высокопоставленный феодал смотрел на своё государство и на весь мир, как на большое поместье.

Буржуа же создавали мануфактуры, вели торговлю, плавали в заморские страны. Они считали источником своего обогащения весь огромный мир. Буржуазия была кровно заинтересована в открытии новых земель, в развитии науки, техники, мореплавания. Вот почему кругозор буржуазии был неизмеримо шире кругозора феодалов.

Жестокая эксплуатация наёмных рабочих и ограбление колоний несказанно обогащали буржуазию. Она стала затмевать своей роскошью и богатством ограниченных и чванливых феодалов.

Буржуа хотели наслаждаться жизнью в полной мере, жить в просторных и удобных домах, любоваться прекрасными картинами и скульптурами, слушать красивую музыку, заполнять досуг полезным чтением. Они нуждались в талантливых архитекторах и скульпторах, художниках и поэтах, музыкантах и учёных.

С появлением нового класса - буржуазии - возникает и новая, буржуазная культура.

Гуманизм.

Новая культура резко отличалась от старой, феодально-церковной. Это и понятно. Ведь католическая церковь учила, что человек бессилен и жалок, что он не в состоянии проникнуть в тайны природы и является всего лишь слепым орудием в руках бога.

Церковное учение обрекало всякого человека, не обладавшего знатностью и властью, на пассивность. Но разве могла быть пассивной буржуазия с её ненасытной жаждой деятельности и обогащения? При феодализме знатный человек считался на три головы выше простого. Богатство при этом не играло существенной роли. Но буржуа не хотели мириться с этим. Они полагали, что человек славен не чванством, а предприимчивостью, не происхождением, а толстой мошной. Поэтому буржуазия стремилась освободиться из-под гнёта католической церкви и феодальных порядков. Новые учёные в своих выводах основывались не на священном писании, а на собственном опыте. Открытия учёных убедительно доказывали, что человеческий разум не бессилен, как утверждала церковь; что он может проникнуть в тайны природы и поставить их себе на службу.

Искусство и литература тоже постепенно освобождались от старых пут. Люди начали смеяться над призывами отказаться от всех земных благ во имя «загробной» жизни. Буржуазию интересовала не «загробная» жизнь, а действительная. Раньше художники и писатели по заказу церкви изображали плоских, похожих друг на друга «святых», описывали их скучные «подвиги» и убогие «мученичества». Теперь люди хотели, чтобы художники и писатели изображали не «святых», а настоящих, живых лиц, с их делами, чувствами и переживаниями. 

Вот почему новая культура получила название гуманизм, а её деятелей стали называть гуманистами (от латинского слова «гуманус», что значит «человеческий»).

 

Возрождение.

Гуманисты прославляли не «бога» и не «святых», а человека и его дела. Гуманисты многое взяли от народной культуры средневековья. Из замечательных народных песен и сказок, едко высмеивавших чванливых рыцарей, жадных и глупых попов, из басен и сценок, отражавших душу народа, его страдания и чувства, черпали гуманисты язык и образы для своих произведений. Начался необычайно бурный подъём наук, искусства, литературы. Гуманисты с большим уважением и любовью относились к высокой культуре древних греков и римлян. Освобождая науку, искусство и литературу из-под церковного гнёта, они тем самым как бы возрождали давно забытую, высокую и тоже очень близкую к человеку культуру древности. Вот почему этот подъём культуры получил название Возрождения.

Эпоха Возрождения охватывает XIV-XVI века.

Родиной новой, гуманистической культуры стали города Северной Италии, где буржуазия начала складываться раньше, чем в других странах. Особенно пышно расцвело в тогдашней Италии искусство.микеланджело давид

Возникновение гуманистической культуры означало большой шаг вперёд в развитии человечества. Гуманисты нанесли страшный удар по власти церкви над человеческим разумом. Однако гуманизм был культурой очень небольшой части общества - зарождающейся буржуазии. Эта культура не была доступна широким народным массам, которых по-прежнему угнетали и эксплуатировали, держали в темноте и невежестве.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ - РАССКАЗ ИТАЛЬЯНСКОГО ПИСАТЕЛЯ-ГУМАНИСТА „О СВЯЩЕННИКЕ, КОТОРЫЙ ПОХОРОНИЛ СОБАКУ"

Был в Тоскане деревенский священник, довольно богатый, который, когда у него умерла любимая им собачка, похоронил её на кладбище. Дошло это до слуха епископа, который, желая присвоить себе деньги священника, приказал вызвать его к себе, как виновного в тяжком преступлении. Священник, который знал характер своего епископа, отправился к нему, захватив с собой пятьдесят дукатов , Епископ, когда тот явился к нему, сурово упрекал его, что он похоронил собачку на кладбище, и велел отвести его в тюрьму.

„Отец мой,- сказал хитрый священник,- если бы вы знали, каким умом обладала эта собачка, вы не удивлялись бы, что она получила погребение вместе с людьми. Ибо и при жизни, и в момент смерти она обнаружила ум больший, чем у человека",- „Что это значит?-спросил епископ.- „Она,- отвечал священник,- в последние минуты своей жизни составила завещание и, зная бедность вашу, оставила вам пятьдесят дукатов, которые я и принёс с собою". И епископ тогда одобрил как завещание, так и погребение, взял деньги и отпустил священника.

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Начинать предложения с заглавной буквы, нормальным русским языком, без сленгов и других выражений. Не менее 30 символов.


Today 21.08.2017 11:22:44
✔21-08-1915г - Италия объявляет войну Турции в Первой мировой войне
✔21-08-1942г - Вторая мировая война: нацистами флаг установлен на вершине Эльбруса.
✔19-08-1991г - 19–21 августа — Неудачная попытка сохранения СССР – гос - переворота в СССР (Дело ГКЧП)

Наверх

История Мира 2013 - 2017 .:: Hist-World.com .:: support@hist-world.com

История России, Мира - от древнейших времен до наших дней. История - под правильным и социальным взглядом. Без прозападных толкований и новомодных влияний, только факты и взвешенный подход.