Подъём искусства и литературы в эпоху Возрождения
Леонардо да Винчи.
Величайшим деятелем итальянского Возрождения был Леонардо да Винчи (1452-1519). Он родился в небольшом городке вблизи Флоренции. Благодаря своим необычайным дарованиям и огромному трудолюбию Леонардо стал великим художником и разносторонним учёным.
Леонардо да Винчи считал, что искусство должно правильно отображать природу. А чтобы добиться этого, нужно природу глубоко исследовать. Вот почему он настойчиво вникал в строение тела человека и животных, наблюдал полёт птиц, внимательно изучал растения. Но, будучи художником, Леонардо да Винчи стремился не только к внешнему сходству своих картин с оригиналом. Он проникал во внутренний мир человека, передавал на полотне человеческие чувства и настроения.
Одно из лучших произведений Леонардо да Винчипортрет Монны Лизы (или Джоконды).
Художники Возрождения писали портреты живых людей. Монна Лиза - не «богоматерь» и не «святая». Она -флорентийская горожанка. С портрета на нас глядит спокойное, миловидное лицо молодой женщины. Женщина едва заметно улыбается. Трудно сказать, где таится эта улыбка - в выражении её глаз или в изгибе губ. В ней сквозит одновременно что-то снисходительное и насмешливое. Художнику удалось удивительно тонко передать выражение лица Монны Лизы. Как не похоже это лицо на лица «святых», которых изображали средневековые художники! Эта знаменитая картина находится в парижском музее Лувр.
Как учёный Леонардо да Винчи обогатил своими исследованиями почти все отрасли науки. Для него наука всегда была тесно связана с практикой. Он изучал падение тел, объяснял полёт птиц, вычислял площади геометрических фигур. Он проектировал оросительные каналы, разборные мосты, землечерпалки, блоки и лебёдки. Ему принадлежит идея о создании вертолёта, он изобрёл парашют. Многие проекты Леонардо да Винчи были осуществлены лишь спустя века. Дукат - средневековая монета.
Леонардо да Винчи был также выдающимся скульптором, поэтом, архитектором, музыкантом.
Церковь обвиняла Леонардо в колдовстве. Всю свою жизнь этот гениальный человек вынужден был скитаться по Италии в поисках средств для существования, а умер он в бедности на чужбине.
Микеланджело
Выдающимся скульптором, художником, архитектором и поэтом Возрождения являлся житель Флоренции Микеланджело (1475-1564). Микеланджело был горячим патриотом своей родины. Италия тогда представляла собой раздробленное государство. Микеланджело очень болезненно переживал смуты в своей стране, частые войны между феодальными властителями, хозяйничанье иноземных захватчиков - испанцев французов. Он горячо желал, чтобы вся Италия объединилась и навсегда изгнала чужеземных правителей.
Своими замечательными творениями Микеланджело призывал соотечественников к борьбе за объединённую и независимую Италию. Герои его скульптур и картин - это смелые и сильные люди, борцы за свободу. Прекрасны их одухотворённые лица, могучи и гармоничны их тела.
Когда Микеланджело было 25 лет, он изваял пятиметровую мраморную статую Давид.
По преданию молодой пастух Давид, чтобы отстоять свободу своего народа, вызвался сразиться с вражеским великаном Голиафом и одержал победу над ним. В изображении Микеланджело Давид-прекрасный и сильный юноша, готовый к поединку с врагом своей родины. Выражение лица его сосредоточенно, брови сдвинуты. Вся его поза выражает спокойное и горделивое сознание своей силы и правоты своего дела. Давид - это народ Италии, подымающийся на борьбу с иноземцами. Именно так и восприняли это произведение Микеланджело современники. По решению специальной комиссии, в состав которой входил и Леонардо да Винчи, статуя Давида была установлена на центральной площади Флоренции.
Как и Леонардо да Винчи, Микеланджело был поразительно трудолюбив. В течение пяти лет он расписывал потолок в одной из римских церквей. Тяжело больной художник, лежа на спине, в полумраке, самостоятельно, отказавшись от помощи учеников, исполнил все детали росписи. Так было создано одно из прекраснейших произведений Микеланджело
Вся жизнь и творчество Микеланджело - это образец служения искусством родному народу.
Рафаэль
Рафаэль не менее прославленным художником и архитектором той эпохи был Рафаэль (1483-1520). Излюбленная тема картин Рафаэля - образ женщины-матери, исполненный необычайной прелести и теплоты. В нём Рафаэль раскрывал всё богатство и красоту внутреннего мира человека. Подобно другим художникам Возрождения, Рафаэль использовал для картин религиозные сюжеты, но вкладывал он в них новое, человеческое содержание. Сохранилось много картин Рафаэля, изображающих «богоматерь». Но вместо далёкой от народа «святой» на нас глядит с его картин женщина, влюблённая в своё дитя и гордящаяся им.
В изображении Рафаэля богоматерь (по-итальянски-«мадонна») -молодая прекрасная женщина с чудесным, одухотворённым лицом (см. цветн. иллюстр.). Она с глубокой нежностью и тревогой прижимает к себе своего ребёнка. В образе мадонны Рафаэль воспел величие и красоту материнской любви. «Сикстинская мадонна» хранится в картинной галерее города Дрездена, в Германской Демократической Республике. Во время Великой Отечественной войны Советская Армия спасла замечательные художественные сокровища Дрезденской картинной галереи и в числе их «Сикстинскую мадонну» Рафаэля.Творчество Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля и многих других великих художников итальянского Возрождения обогатило всё человечество.
Шекспир
Вслед за Италией Возрождение началось и в других странах Европы. В Англии как величайший деятель культуры той эпохи прославился гениальный драматург и поэт Уильям Шекспир (1564-1616).
Шекспир служил актёром в лондонском театре «Глобус» и здесь же ставил свои пьесы. В те времена театры были не такими, как сейчас. Всё было в них значительно проще: над партером часто не было крыши, и зрители здесь не сидели, а стояли. Не существовало занавеса, а вместо декораций висели таблички с надписями «лес», «дверь» и т. д.
Тем удивительнее, что пьесы, созданные Шекспиром для совсем иных условий постановки и в совершенно иную эпоху, до сих пор потрясают людей. Они и тогда пользовались огромным успехом, так как были правдивы, жизненны и написаны ярким и образным языком. В них Шекспир с необычайной глубиной изобразил целую галерею различных человеческих характеров, сильные чувства и острые переживания людей.
Он возвеличивал красоту человеческой души, верность отчизне, дружбу, любовь, бесстрашие, сурово клеймил трусов и изменников. Ему принадлежит много замечательных комедий («Укрощение строптивой», «Виндзорские проказницы», «Много шума из ничего», «Как вам это понравится» и др.), трагедий («Отел-ло», «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Макбет», «Король Лир» и др.). Шекспир был большим знатоком истории своей родины, и написал много пьес на исторические темы («Ричард III», «Генрих IV» и др.).
Сервантес
Творчество Шекспира не стареет и по сей день. Его пьесы ставят в театрах всего мира. Особенной любовью пользуются они в Советском Союзе. Здесь творчество Шекспира как бы обрело свою вторую родину. Современником Шекспира являлся великий испанский писатель Мигель Сервантес (1547-1616). Жизнь Сервантеса была полна тяжёлых лишений и опасностей. Он провёл много лет на военной службе, участвовал в ряде битв и даже потерял руку в одной из них. Во время морского путешествия Сервантес попал в плен к алжирским пиратам и пять лет провёл в неволе. С трудом ему удалось вырваться на свободу.
Самым выдающимся произведением Сервантеса является его роман «Дон Кихот из Ламанчи». В романе рассказывается о том, как бедный испанский дворянин по имени Дон Кихот, мечтатель и фантазёр, решил стать странствующим рыцарем, чтобы своим копьём и мечом защищать слабых и угнетённых и наказывать жадных и несправедливых. Но в тогдашней Испании благородному и самоотверженному Дон Кихоту не нашлось места. Он одинок. Плуты и обманщики, вельможи и их прихлебатели, с которыми сталкивается Дон Кихот, зло издеваются над ним, осыпают его насмешками, наносят ему обиды.
Дон Кихот и впрямь выглядит нелепым и смешным. Чего стоит, например, его битва с ветряными мельницами, которые он принял за злых великанов? Но в то же время в изображении Сервантеса смешной, полубезумный Дон Кихот по своим душевным качествам и благородству оказывается несравненно выше тех, кто над ним насмехается. С большой теплотой рисует Сервантес образы людей из народа, и в первую очередь верного оруженосца и товарища Дон Кихота - Санчо Пансы. В отличие от оторванного от жизни мечтателя Дон Кихота Санчо хорошо знает жизнь, разбирается в людях, обладает большим здравым смыслом и не раз доказывает своё человеческое превосходство над чванной дворянской знатью.
Роман Сервантеса явился сатирой на существовавшие в Испании порядки. В то же время он проникнут безграничным сочувствием и любовью к настоящим людям, к простому народу.
ПРИЛОЖЕНИЕ - ОТРЫВОК ИЗ РОМАНА СЕРВАНТЕСА "ДОН КИХОТ" - ДОН КИХОТ ОБЪЯСНЯЕТ, В ЧЕМ ОН ВИДИТ ЦЕЛЬ СВОЕЙ ЖИЗНИ.
Блаженны времена и блажен тот век, который древние назвали золотым,- и не потому, чтобы золото, в наш железный век представляющее собой такую огромную ценность, в ту счастливую пору доставалось даром, а потому, что жившие тогда люди не знали двух слов: твоё и моё. В те благословенные времена всё было общее. Тогда всюду царили дружба, мир и согласие.
Правдивость и откровенность свободны были от примеси лжи, лицемерия и лукавства. Корысть и пристрастие не были столь сильны, чтобы посметь оскорбить или же совратить тогда ещё всесильное правосудие, которое они так унижают, преследуют и искушают ныне. Закон личного произвола не тяготел над помыслами судьи, ибо тогда ещё некого и не за что было судить.
Однако с течением времени мир всё более и более полнился злом,- вот почему и учредили, наконец, орден странствующих рыцарей, в обязанности коего входит помогать сирым и неимущим. К этому ордену принадлежу и я.
» Начинать предложения с заглавной буквы, нормальным русским языком, без сленгов и других выражений. Не менее 30 символов.