Арабский халифат

Установление феодального строя в халифате.

В завоёванных странах арабы перенимали у местного населения его занятия, смешивались с ним Чаще и охотнее, чем раньше, занимались земледелием и ремеслом. На арабов сильно повлияла высокая культура покорённых стран. Арабская знать захватила огромные земельные владения. Ещё до арабского завоевания иранские, византийские, североафриканские, испанские феодалы эксплуатировали крепостных крестьян. Арабская знать сочла такой порядок очень удобным для себя и поддержала его, сохранив крепостнические отношения. Местные феодалы переходили в ислам, постепенно смешивались с арабской знатью.

Крестьяне должны были по-прежнему платить своим старым и новым господам, местным и арабским феодалам, большой денежный оброк, выполнять тяжёлую барщину. За пользование оросительными каналами они около половины урожая отдавали в казну халифов. Многих крестьян заставляли носить на шее свинцовые бирки с указанием их места жительства, чтобы они не могли покинуть своих господ. Особенно тяжело приходилось тем, кто не хотел переходить в новую веру.

В странах халифата возникли два класса. Знать, богатые землевладельцы, мусульманские священники и чиновники составляли класс феодалов. Трудившиеся на них крестьяне и ремесленники были зависимыми людьми. В халифате установился феодальный строй.завоевание рабов в 8-9 веках

 

Народные восстания и распад халифата.

В состав халифата входили народы, говорившие Народные на различных языках, имевшие свои обычаи и восстания культуру. Они жестоко страдали от гнёта завоевателей, поднимались на борьбу с арабскими и местными феодалами.

Сильный удар нанесло халифату народное восстание в Средней Азии под предводительством Муканны. Муканна был бедняком, в молодости он занимался стиркой белья. Он поднял восстание против арабов, но был схвачен и посажен в тюрьму. Ему удалось бежать, и он вновь начал борьбу с арабами. По его призыву на борьбу поднялись массы крестьян, «людей в белых одеждах», как их называли. Восставшие истребляли арабские гарнизоны и уничтожали замки феодалов. Это восстание длилось целых 7 лет и с трудом было подавлено феодалами.

Мощные восстания крестьян происходили в Азербайджане, в Армении, в Ираке. Арабские халифы и феодалы топили народные восстания в крови. Однако эти восстания не проходили бесследно. Они подтачивали силы халифата изнутри, ослабляли его.

Как и во Франкской империи, в халифате крупные местные феодалы приобретали всё большую самостоятельность, стремились к полной независимости. Правители отдельных областей не хотели признавать власть халифов и создавали свои государства.

Всё это привело к тому, что уже в VIII веке Арабский халифат распался на ряд феодальных государств. Самым сильным из них был новый халифат со столицей в городе Багдаде. В Испании возникло самостоятельное государство со столицей в городе Кордове. Затем обособились Марокко, Египет, Сирия, Средняя Азия.

Так возникли многочисленные новые государства. Некоторые из них, пройдя длинный путь развития, существуют и в наше время.

 

Культура стран халифата.

Арабы по своему культурному уровню стояли ниже чем завоёванное ими оседлое население Ирана, Средней Азии и восточных областей Византии. Но в истории почти всегда бывает так, что более культурные народы подчиняют своему влиянию менее культурных завоевателей. Так случилось и на сей раз. Хотя в ходе завоевания покоряемые арабами страны были сильно опустошены, они быстро оправились. Вновь высокого развития достигли здесь наука и искусство. Учёные халифата с большим уважением относились к научным достижениям древних греков, усваивали и развивали их. «Чернила учёных,- говорили арабы,- столь же достойны уважения, как кровь мученика». Они разыскивали и переводили на арабский язык сочинения древнегреческих мыслителей: Аристотеля, Евклида, Птолемея.

Переведённые затем с арабского языка на европейские, многие из этих сочинений таким путём впервые стали известны и феодальной Европе.

Арабские путешественники побывали в странах Дальнего Востока, Южной и Центральной Азии, Африки и Европы. Все эти страны были описаны арабскими географами. Многие из них ездили и на Русь. Странствуя по разным местам, меняя профессии, наблюдая жизнь людей, географы-путешественники оставляли ценные сведения, дополненные личным жизненным опытом. Так, самому знаменитому арабскому путешественнику и географу X века Макдиси пришлось побывать за свою жизнь монахом, врачом, лавочником, проповедником, писцом, проводником караванов, переплётчиком, служителем церкви, студентом, послом, адвокатом, учителем, писателем, подмастерьем, князем, придворным, отступником от религии и разбойником. Странствия таких людей отражены в известных арабских «Сказках 1000 и 1 ночи».

Больших успехов достигли в халифате астрономия и математика. Великий узбекский учёный Хорезми составил астрономические таблицы, которыми пользовались многие астрономы. Он же познакомил арабов с индийской десятичной системой цифр. Этими «арабскими» цифрами мы пользуемся и сейчас. Другим великим астрономом и математиком был Аль-Бируни. Он тоже был родом из Узбекистана. Задолго до Коперника он высказывал предположение о том, что Земля вращается вокруг Солнца. Многие звёзды до сих пор называются так, как их назвали арабы.

Арабы организовывали целые экспедиции врачей на места сражений и, рассекая трупы, изучали строение человеческого тела. В начале XI века в Бухаре прославился великий таджикский мыслитель и учёный Ибн-Сина (его называли в Европе Авиценна). По его медицинским сочинениям долгие века учились европейские врачи. Но мусульманская церковь, как и христианская, противилась развитию науки, опасаясь, что наука подорвёт веру в Коран. Ибн-Сину обвинили в безбожии, предали проклятию, вынудили спасаться бегством.мечеть в кордове

Культура Арабского халифата оказала большое влияние на Европу. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в европейские языки из арабского и других языков халифата перешло много различных слов: алгебра, адмирал, арсенал, базар, барак, гитара, графин, диван, камзол, караван, кафтан, кисет, лак, магазин, маринад, мармелад, матрац, огурец, персик, талисман, тюльпан, тюрбан, софа, черёмуха, цифра и др.

От арабов европейцы узнали, как разводить хлопчатник, лён, коноплю, бобы, апельсины и лимоны, финики и абрикосы, различные цветы (например, жасмин и розы). Арабы научили европейцев изготовлять сахар, конфеты и духи.

Высокого совершенства достигла в странах халифата архитектура. Арабские зодчие усвоили и развили достижения среднеазиатских, византийских, испанских мастеров и создали прекрасные творения строительного искусства. Особенного совершенства достигла архитектура в Кордовском государстве. До сих пор сохранилась, например, замечательная по своей красоте кордовская мечеть. Испания являлась в то время как бы воротами, через которые арабская культура проникала в Европу.

В странах халифата процветало художественное ремесло. В Египте изготовлялись сосуды из горного хрусталя, в Средней

Азии - посуда с узорчатым орнаментом. Сложные красивые узоры до сих пор называются арабесками.

Культурные достижения народов халифата внесли огромный вклад в развитие культуры всего человечества.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ - МУСУЛЬМАНСКИЙ ИСТОРИК О ПОЛОЖЕНИИ ПОКОРЕННЫХ НАРОДОВ В ХАЛИФАТЕ

Следует налагать печати на шеи немусульман во время сбора с них поголовной подати, пока не будет окончен смотр их. И следует приказать, чтобы не допускали ни одного из них походить на мусульман по одежде, способу передвижения и по внешности. Обязать их, чтобы они носили на животе повязку вроде грубого шнурка, которым каждый из них будет подпоясываться; чтобы их шапки были пикейные; чтобы они приделали к сёдлам своим подобие шара из дерева; чтобы"они клали ремни сандалий своих двойными и не выкраивали их, как выкраивают мусульмане; чтобы запретили их женщинам ездить на верблюдах, а им самим строить новые храмы или церкви в городе, кроме тех, которые они выговорили по договору. Немусульманам дозволят жить в городах и на рынках мусульманских продавать и покупать, но они не будут продавать ни вина, ни свиней и не будут в городах выставлять напоказ своих крестов. Прикажи правителям, чтобы они обязали немусульман соблюдать такую внешность, дабы их по внешности можно было отличить от мусульман.

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Начинать предложения с заглавной буквы, нормальным русским языком, без сленгов и других выражений. Не менее 30 символов.


Today 24.09.2017 12:01:32

No events today...

Наверх

История Мира 2013 - 2017 .:: Hist-World.com .:: support@hist-world.com

История России, Мира - от древнейших времен до наших дней. История - под правильным и социальным взглядом. Без прозападных толкований и новомодных влияний, только факты и взвешенный подход.