Феодальный строй в Китае
Развитие хозяйства в Китае
Главным занятием китайцев было земледелие. Они выращивали пшеницу, соевые бобы, а на поливных полях - рис. Трудолюбивые крестьяне распахивали целину, научились растить чай, сахарный тростник и хлопок. В Китае раньше, чем в Европе, стали использовать энергию воды - строить водяные прессы для выжимания масла и водяные мельницы.
Три вида изделий прославили средневековый Китай во всём мире - шёлковые ткани, фарфоровая посуда и бумага.
Китай - родина шелководства. Разведение шелковичных червей и изготовление шёлковых тканей началось здесь в глубокой древности. В средние века китайские ткачи научились делать тончайшие ткани, украшенные затейливыми узорами, различные сорта парчи, тюля, тафты.
Китайцы первыми в мире научились изготовлять фарфор. Состав фарфора не был известен европейцам очень долго. Прекрасные фарфоровые вазы, кувшины, чаши, созданные в Китае, ценились в Европе дороже золота. Богачи хранили привезённые купцами китайские фарфоровые вазы в золотых и серебряных футлярах.
Китайская бумага делалась из древесной коры, тряпья и конопли. Дешёвая и удобная бумага быстро стала основным материалом для письма. Через арабов и византийцев она начала проникать и в Европу. Изобретение бумаги явилось величайшим вкладом китайского народа в сокровищницу мировой культуры.
В средневековом Китае добывалось много полезных ископаемых (золото, серебро, медь, железо, свинец, каменный уголь), находивших себе применение в хозяйстве. Высокого для тех времён уровня достигла местная металлургия: китайцы раньше других народов начали, выплавляя из руды железо, перерабатывать его на каменном угле в сталь.
Положение крестьян.
Феодальный строй установился в Китае ещё начале нашей эры. Вся земля в Китае считалась первоначально собственностью государства. А глава государства - император - давал её в пользование крестьянам небольшими наделами. За это крестьяне должны были отдавать часть урожая в государственную казну, а также рыть оросительные и судоходные каналы, сооружать дамбы и шлюзы, возводить стены крепостей, строить императорские дворцы.
Затем императоры стали раздавать землю своим чиновникам за службу. Огромные земельные пожалования получила буддийская церковь (Будда - имя «божества», которому поклоняются верующие во многих странах Дальнего Востока).
Не довольствуясь императорскими пожалованиями, феодалы силой и хитростью отнимали у крестьян их участки. Земля из государственной собственности стала превращаться в собственность отдельных феодалов. За пользование землёй феодалы сдирали с крестьян в двадцать раз больше того, что прежде брало государство. Но и государство требовало налогов. Жизнь крестьян становилась невыносимой.
Восстание Хуан Чао.
Доведённые до отчаяния, крестьяне бросали свои поля и бежали куда глаза глядят. Множество беглых крестьян слонялось по дорогам, скоплялось в лесах и горах. Они собирались в отряды, нападали на сборщиков налогов и на поместья феодалов. Повсеместно происходили крестьянские бунты.
Сначала эти восстания были разрозненными. Но они непрерывно ширились, росли и в конце IX века вылились в мощную крестьянскую войну под руководством Хуан Чао.
Хуан Чао происходил из крестьянской семьи. Упорным трудом он постиг грамоту. Служба в армии сделала его сведущим в военном деле. Сначала у Хуан Чао был небольшой отряд. Но вскоре его ополчение выросло до 600 тысяч бойцов.
Десять лет длилась упорная борьба. Армия повстанцев захватила столицу империи. Император и его двор в панике бежали. Восставшие провозгласили Хуан Чао императором.
Однако организовать народное государство крестьяне не смогли. Этому помешала их разрозненность, отсутствие у них сплочённости и сознательности. Жители разных провинций обширной страны хотя и поддерживали Хуан Чао, но очень слабо были связаны с его столицей. На деле под властью Хуан Чао оказался лишь примыкавший к столице район. Феодалы, чтобы восстановить своё господство, отдали страну на растерзание иноземным грабителям. Они призвали на помощь орды кочевников, прозванных в народе» за жестокость и бесчеловечность «чёрными воронами». Иноземцы грабили и убивали китайцев, разоряли страну. Объединившись с войском феодалов, они разбили народную армию. Крестьянский вождь погиб, и крестьяне потерпели поражение.
Однако феодалам был нанесён сильный урон. Восставшие сожгли кабальные долговые записи. Должники избавились от бремени долгов. Многие крестьяне, ранее проданные в рабство, стали свободными. На некоторое время положение крестьян улучшилось.
ПРИЛОЖЕНИЕ - ОТРЫВОК ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО КИТАЙСКОГО ПОЭТА, ОПИСЫВАЮЩЕГО СТРАДАНИЯ КРЕСТЬЯН
- Крестьянин-старик из Дулина -
- Живёт за столицей, в деревне.
- Он нынче засеял тощее поле. . .
- В третий месяц дождь не пролился,
- Поднялся засушливый ветер.
- Всходы пшеницы не покрылись цветами.
- Много их, пожелтев, погибло.
- В девятый месяц пал белый иней,
- Поторопился осенний холод.
- Колосья зерном не успели налиться.
- Все они, не созрев, засохли.
- Старший сборщик всё это знает,
- Но не хочет снизить побора,
- За податью рыщет, налоги тянет,
- Чтобы видали его старанье.
- Заложены туты1 продано поле,
- Внесена тяжёлая подать.
- Ну, а дальше-одежду и пищу
- Где найдёт разорённый крестьянин?
- С наших тел сдирают последний лоскут!
- Из наших ртов вырывают последний кусок!
- Терзают людей, отбирают добро
- Шакалы и злые волки!
1 Тутовое дерево - шелковица, на которой живут шелковичные черви.
Комментарии
Добавить комментарий
» Начинать предложения с заглавной буквы, нормальным русским языком, без сленгов и других выражений. Не менее 30 символов.