ВОЗНИКНОВЕНИЕ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ VII вв. до н. э.)
§ 1. Греческое общество по Гесиоду.
Послегомеровская эпоха характерна большими изменениями в экономике и политическом строе Греции. Начавшийся еще в гомеровское время процесс разложения первобытно-общинных отношений усилился вследствие превращения родовой собственности и наделов (клеров») в личную собственность отдельных семей. Имущие семейства еще более обособлялись и, опираясь на свои экономические преимущества, захватывали в свои руки все основные средства производства родовой общины — землю, скот и рабов. Свободное первоначально земледельческое население все больше попадало в долговую зависимость, прежде всего — от представителей родовой знати. Увеличивалось количество метанастов и фетов, вынужденных покидать свои земли и странствовать по стране в поисках работы.
Яркое отражение произвола родовой знати над всей остальной, производящей массой населения мы находим у поэта Гесиода из Беотии (VIII в. до н. э.). Беотия принадлежала к числу сравнительно отсталых земледельческих областей Греции с большим количеством мелких крестьянских хозяйств и слабо развитой городской жизнью. Сам Гесиод — мелкий землевладелец — выступает как поэт крестьянского труда. В своей поэме «Труды и дни» он описывает положение бедняка, попавшего в руки к богачу — землевладельцу и ростовщику. Он сообщает, что вся Беотия находилась во власти 30 басилеев, которых он называет «железными людьми», богатыми землей, скотом и рабами. Угнетение ими простого смертного он изображает в притче о ястребе и соловье. Ястреб держит соловья в когтях и, обращаясь к нему, говорит:
Что ты, несчастный, пищишь? Ведь намного тебя я сильнее!
Как ты ни пой, а тебя унесу я, куда мне угодно.
И пообедать могу я тобой, и пустить на свободу.
Разума тот не имеет, кто мериться хочет с сильнейшим:
Не победит его, - к униженью лишь горе прибавит!
(Ст. 207-211.)
Гесиод еще не мечтает о политической борьбе обездоленной массы против знати, он лишь угрожает «царям дароедам» божественным возмездием, гневом богов, карающих за насилие и неправедный суд. Однако, по его мнению, и на небе торжествует неправда. В другой своей поэме «Теогония» («Происхождение богов») он изображает Зевса как небесного тирана, который подвергает жестоким мучениям заступника людей титана Прометея.
§ 2. Ранний греческий полис.
Типичным явлением в общественном развитии Греции этого периода является образование полисов, «городов-государств», объединявших вокруг себя сельскую округу и подчинявших се себе. Этот процесс слияния греки называли «синойкизмом» (т. е. «сожительством»).
Преимущественное положение Афин, расположенных в наиболее плодородной части Аттики, вблизи приморских гаваней, например, Фалерона, способствовало тому, что процесс образования синойкизированного города-государства происходил здесь быстрее, чем в других местах Греции. Здесь очень рано выделились властные роды «евпатридов» (т. е. потомков благородных отцов): Кодридов, Алкмеонидов и др., обширные земельные владения которых располагались близ Афин. По словам Аристотеля («Афинская полития»,
- «вся земля была в руках немногих»,
- а весь народ, по мнению Аристотеля, находился в рабстве у богатых: «... бедные находились в порабощении не только сами, но также и дети и жены.
Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких условиях обрабатывали поля богачей» «Афинская полития».
Шестидольниками, по-видимому, назывались задолжавшие мелкие земледельцы, заложившие свои земли крупным собственникам, в знак чего на их участках ставились долговые камни с обозначением суммы их долга. В виде процентов они должны были платить 5/6 урожая. Пелаты же были неоплатные должники, уже лишившиеся своих участков и обращенные в кабальных рабов крупных землевладельцев; ими и обрабатывались земли евпатридов. Город Афины с его крепостью Акрополем становился местом концентрации евпатридов, отсюда они господствовали над всем населением Аттики.
Образование греческих городов — полисов — было связано также с развитием торговли и ремесла. Большинство полисов, известных в VIII в., являются приморскими. Таковы города Ионии, в особенности Милет, города на островах, прилегающих к Малой Азии, — Митилена, Самос, затем Эгина в Сароническом заливе, Афины, Коринф, Мегары, Халкида и др. Наиболее типичные рабовладельческие города были расположены вдоль главных морских путей с востока на запад, что указывает на связь развития рабовладения с развитием морских сношений и торговли. В III томе «Капитала» К. Маркс пишет: «В античном мире влияние торговли и развитие купеческого капитала постоянно имеет своим результатом рабовладельческое хозяйство; иногда же, в зависимости от исходного пункта, оно приводит только к превращению патриархальной системы рабства, направленной на производство непосредственных жизненных средств, b рабовладельческую систему, направленную на производство прибавочной стоимости».
Античные города-государства возникали как центры политического господства рабовладельцев над закабаленной беднотой и рабами всюду, где были сконцентрированы крупные массы таких полупорабощенных земледельцев, рабов. Полис обратился в город-государство, в котором родовая знать обращала все старые родовые учреждения в орудие своего господства. Она устраняла власть старинных племенных вождей (басилеев) и устанавливала «олигархию», т. е. правление немногих знатных родов.
Что касается Аттики, то, как об этом говорит Плутарх («Тезей), свободное население разделялось здесь на три сословия:
- эвпатридов (или «благородных»),
- «геоморов», (или «агройков» — мелких землевладельцев) и
- «демиургов» (ремесленников).
Эвпатриды представляли собой знатных и богатых землей и скотом граждан, а геоморы и демиурги — простых и бедных, «демос» (народ), все более закабаляемый. Кроме основного населения, существовала еще большая группа рабов и «метеков». Метеками называли иностранцев, постоянно живших в Афинах. Они хотя и были лично свободными, но нt имели никаких политических прав. Положение рабов коренным образом изменилось. Всякая личная связь между господином и рабом исчезла. Из младшего члена патриархальной семьи последний превратился в специальный объект жестокой эксплуатации, в основного производителя.
С ростом рабовладения старые родовые порядки мешали объединению всех рабовладельческих кругов и образованию классового государства. В VIII — VI вв. в Аттике происходит ограничение царской власти и замена ее выборными из аристократии — «архонтами» (начальниками). Последние представляли собой высшую исполнительную власть в государстве и назначались тоже составленным из знати советом — «ареопагом», которому принадлежала законодательная, высшая судебная и контрольная власть. С половины VIII в. (752 г.) власть архонтов была ограничена 10 годами. Начиная с 683 г., архонты стали избираться только на один год.
Власть разделялась между 9 архонтами следующим образом:
- главным считался архонт-эпоним, именем которого обозначался год его правления. Он стоял во главе коллегии и имел высший надзор за внутренним управлением, вел суд по семейным делам и попечение о вдовах и сиротах.
- Второму архонту, басилею, принадлежали прежние религиозные обязанности царя и суд по религиозным делам.
- Третий архонт, полемарх, предводительствовал всеми военными силами государства.
- Остальные шесть членов коллегии, носившие название архонтов-фесмофетов, т. е. законодателей, следили за исполнением старых законов и подготовляли новые. Им была поручена охрана судебных обычаев и разбор судебных дел, кроме дел об убийстве.
Из бывших архонтов составлялся совет («булэ»), он собирался в Афинах на холме Ареса, откуда и произошло его название - «ареопаг». В результате власть полностью оказалась в руках эвпатридов и использовалась ими для своего политического господства.
Роль народных собраний фактически была сведена к нулю. Они стали послушными орудиями в руках аристократии.
Так древняя родовая община развилась в общество антагоническое, классовое и власть из общественно-распорядительной, служившей общим интересам, превратилась в орудие господства прежних родовых верхов. Знатные землевладельцы, однако, сохраняли некоторые старые родовые формы (деление по родам, фратриям и филам), но лишь как удобные им и привычные органы принуждения порабощаемых ими низов. «Конечно, — заключает свою характеристику этого аристократического режима в Аттике VII —VI веков до н. э. Аристотель, — из тогдашних условий государственной жизни самым тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей доли» («Афинская полития»).
» Начинать предложения с заглавной буквы, нормальным русским языком, без сленгов и других выражений. Не менее 30 символов.