ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА

§ 1. Археологические открытия XIX и XX вв.

Древние греки знали мало достоверного о далеком прошлом своей страны. Фукидид полагает, что когда-то ее заселяли чужие народы, которых он называет

  1. «пелазгами»,
  2. «карийцами» и
  3. «лелегами».

Им приписывались сооружения из громадных камней, которые назывались «киклопическими» (т. е. построенными киклопами — великанами) или «пелазгическими». Сохранились предания о

  • большой морской державе критского царя Миноса и его громадном дворце Лабиринте,
  • о царе Микен Агамемноне, о его походе под Трою.

Немногим больше было известно и европейским ученым вплоть до последней четверти XIX в. Но 80-е годы XIX в. были отмечены крупными открытиями в области античной истории: в 1881 г. вышла в свет книга немецкого археолога-любителя Генриха Шлимана «Илион», за которой в 1884 и в 1885 гг. последовали две другие его книги — «Троя» и «Микены». В них этот самоучка и неутомимый кладоискатель, над которым смеялись тогдашние ученые, с большим шумом оповещал мир об открытии им древней гомеровской Трои и находке погребений и множества ценнейших предметов, относящихся будто бы ко времени знаменитых героев гомеровских поэм «Илиада» и «Одиссея».

Скоро, однако, выяснилось, что Шлиман недооценил своих открытий. Археолог Дерпфельд, первый из представителей научного мира, недоверчиво настроенного к Шлиману как диллетанту, решился в начале 1880-х годов помочь ему в его археологических работах. Дерпфельд доказал, что Шлиман ошибся в своих хронологических определениях и что его находки относятся к эпохе значительно более ранней (Троя «Илиады» — это 6-й слой раскопок Шлимана). О ней наука до открытий Шлимана не имела вообще никакого представления. В общем же его находки свидетельствуют о существовании в III и II тысячелетиях до н. э. на территории юго-восточной Европы неведомой до сих пор древней культуры, по силе и блеску похожей на культуры Переднего Востока.

С основными выводами Дерпфельда уже нельзя было спорить, когда в начале XX в. английский археолог Артур Эванс своими раскопками на острове Крите показал, что и Шлиман и Дерпфельд имели дело далеко еще не с главными центрами этой культуры, что она была на Крите значительно более развита и блестяща и, может быть, превосходила своим уровнем даже культуры древних Месопотамии и Нила. В обширном труде «Дворец Миноса» (4 тома) Эванс излагает результаты своих тридцатилетних раскопок. И чем дальше идут работы археологов, тем более вырисовывается значение этой вновь открытой догреческой, так называемой эгейской культуры в общей истории развития человечества.

Надо, однако, отметить, что новые материалы еще не вполне освоены исторической наукой. Так, к сожалению, еще не установилась даже вполне однообразная и общепризнанная периодизация этой культуры. Наиболее известной является система периодов ее, предложенная Эвансом. Эванс различает в ней три эпохи, которые он называет минойскими (по имени царей древнего Крита) и которые почти совпадают по датам с «тремя царствами в древнем Египте»:

  • 1) древнеминойская эпоха (3000-2100 гг. до и. э.),
  • 2) среднеминойская эпоха (2100-1580 гг.) и
  • 3) позднеминойская эпоха (1580- 1200 гг.).

Однако большинство исследователей, соглашаясь с пригодностью периодизации Эванса для Крита, который находился в особо тесной связи с Египтом, предпочитают для всей эгейской культуры в целом иное хронологическое деление. Исходя из общих археологических признаков (халколит, расцвет бронзового века, появление железа), эта периодизация совпадает с преобладанием в определенные эпохи тех или иных центров эгейской культуры. На этом основании различают периоды кикладский, критский и микенский как части одной общей эгейской культуры, наиболее полно и определенно характеризующие эгейскую культуру в ее возникновении, развитии и замирании.

 

 

§ 2. Халколит в Греции (кикладская культура).

Кикладская культура (3000—2300 гг. до н. э.) являлась начальным этапом эгейской культуры. Основным центром своим она имела Кикладский архипелаг, который представляет собой как бы главный мост через Эгейское море. Территория ее распространения, однако, значительно шире: ее находят и на Крита (древнеминойские слои), и в Пелопоннесе (так называемая древне-элладическая культура), и в средней Греции (культура Марино), и на западных берегах Малой Азии (нижние слои Трои, так называемые «Троя 1-я» и «Троя 2-я»). Кикладская культура являлась завершением весьма развитых культур неолита, имевших на Эгейском море очень длительное существование (на Крите, например, время неолита исчисляется в 10 тыс. лет). По существу и в кикладский период тоже еще преобладают каменные орудия. Но выделка их достигла уже необыкновенного совершенства: некоторые из них изготовлены из особо редкой и ценной породы камня — обсидиана и представляют собой длинные и острые каменные клинки. Залежи обсидиана встречаются лишь на острове Мелосе, одном из островов Кикладского архипелага, и это повело к появлению здесь обширного городского типа поселения (Филакопи), жители которого занимались добыванием, обработкой и распространением этих особо ценимых в то время каменных орудий.

Однако наравне с камнем в качестве материала начинает впервые применяться и металл — сперва медь, а затем и весьма еще несовершенная бронза (в ней только 9% олова). Медь и бронза настолько еще редки, что из них изготовлялось лишь боевое оружие — примитивной формы секиры (без втулок) и кинжалы, а также предметы украшения (головные булавки). Впрочем, для украшения начинало употребляться и золото: в одном из древнейших слоев Трои (Троя 2-я) Шлиман открыл целый клад из 8 тыс. золотых вещей (который он совершенно произвольно назвал «кладом Приама» по имени легендарного троянского царя гомеровской «Илиады»). В общем кикладский период — это еще эпоха халколита, т. е. медно-каменный век, когда обработка металла только еще начинается и преобладают каменные орудия труда.

Примитивность техники свидетельствует о весьма еще примитивном характере хозяйственного и социального строя.

Преобладающими занятиями Эгеи в это время, судя по археологическим данным, было рыболовство, мелкое скотоводство, мотыжное земледелие и примитивный обмен, сопровождавшийся разбоем и пиратством (отсюда такие скоплепия драгоценностей, как упомянутый «клад Приама»). Грубая глиняная утварь изготовлялась еще просто руками без применения гончарного колеса, и сосуды имели причудливые формы кувшинов с птичьими носами, горшков с изображением человеческого лица («лицевые урны»), двойных кубков, похожих на наши бинокли. Роспись сосудов была еще неизвестна, и их украшали только бороздчатым геометрическим орнаментом. Население жило по преимуществу еще в домах круглой или овальной формы - явный пережиток прежних юрт и шалашей. Дома эти, однако, были весьма обширны (иногда до 300 кв. м), состояли из десятка мелких помещений и предназначались для обитания значительных коллективов - повидимому, родов. Коллективный характер имели и погребения, на Кикладах - в «кистах», ящикообразных каменных гробницах, на Крите - в круглых склепах, сложенных из громадных камней; в отдельных гробницах бывало до 1000 костяков.

Но родовой строй, надо полагать, вступил уже в стадию разложения, так как имеются следы зарождающейся политической организации. Поселение в Филакопи на острове Мелосе — уже настоящий город с правильно устроенными улицами, с остатками оборонительных стен. Древнейшие слои Трои (Троя 1-я и Троя 2-я) обнаруживают существование мощных замков каких-то старейшин или вождей, которые своим богатством значительно поднимались над общим уровнем. Особенно грандиозны постройки Трои 2-й. Это грозная крепость с гигантскими стенами, сложенными на каменном парапете из кирпича-сырца, с прокладкой в клетку из деревянных брусьев. Стены прорезаны умело укрепленными воротами, к которым ведут мощные рампы. Потайная калитка позволяла защитникам в случае надобности напасть на тыл штурмовавших ворота врагов. В середине крепости — благоустроенный дом вождя, с замощенным двором перед ним. Через просторные сени был вход в обширную залу, в центре которой помещался круглый очаг. Сбоку — меньший дом, повидимому, женское помещение. Сидевший в таком замке вождь являлся, конечно, уже не простым «старшиной», но и эксплуататором подвластного ему населения, которое было бессильно против таких крепостных сооружений, построенных, вероятно, руками самого этого населения.

К сожалению, в настоящее время нельзя сказать ничего определенного о племенной принадлежности населения берегов и островов Эгейского моря в эпоху кикладской культуры и в ближайшее за ней время. Всего вероятнее, что это были народы, расселившиеся" с востока, из Малой Азии, на территорию позднейшей Греции. У греков сохранилось, как указано, предание о выходцах с Малоазиатского побережья - карийцах, пелазгах и лелегах, которые обитали до них по всему Эгейскому морю. Малоазиатское происхождение населения эпохи кикладской культуры как будто подтверждается и характером археологического материала и лингвистическими данными (номенклатурой гор, рек и пр., сохранившейся во многих местах Греции, например: Парнас, Ксфис, Ларисса, Коринф и др.). Все же пока этот вопрос приходится считать открытым.

 

 

§ 3. Бронзовый век (период расцвета минойской культуры.

Второй период эгейской культуры — эпоха критской, или минойской, культуры — время полного расцвета бронзового века на юго-востоке Европы, совпадающее с таким же расцветом его в Египте (Среднее и Новое царства) и Месопотамии. Это время с 2100 по 1400 г. до н. э.

Крит в это время являлся общим связующим звеном передовых стран тогдашнего мира. Это выгодное географическое положение Крита отметил еще Аристотель («Политика», II, 72). «Крит лежит как бы в центре моря — близко от берегов Европы, Азии и Африки..., поэтому он как бы предназначен к первенствованию». И у Гомера тоже очень выразительно передана та же мысль:

Остров есть Крит посреди виноцветного моря, прекрасный,

Тучный, отовсюду объятый волнами, людьми изобильный.

Там девяносто они городов населяют великих,

Разные слышатся там языки...

(«Одиссея», XIX, 172.)

Вместе с тем следует отметить и другую причину этого «первенствования» Крита: он был для всех восточных культур бронзового века передаточным пунктом в торговле оловом. Значительная часть этого необходимого для составления бронзы металла шла с запада — с Пиренейского полуострова и даже из Британии (Касситеридские острова), и Крит, контролируя его транспорт, держал, таким образом, в своих руках ключ к самому основному производству стран Переднего Востока. Значительную часть этого металла он задерживал у себя и перерабатывал в бронзу (медь получалась с близкого к нему Кипра). Отсюда следует, что Крит имел не только торгово-посредническую, но и производственную роль в эпоху бронзового века.

В связи с этим техника и хозяйство Крита в это время достигли необычайного для древности подъема. Расцвела прежде всего металлургия:

  • изготовлялись великолепные бронзовые двойные секиры, кинжалы, мечи длиной до 1 ми столь тонкие, что напоминали рапиры;
  • клинки кинжалов и мечей украшались художественно выполненными насечками из цветного золота («интарсия»).
  • Золотые и серебряные кубки и чаши покрывались рельефными изображениями непревзойденной тонкости и выразительности (например, знаменитые «чаши из Вафио» с изображением охоты на быков).
  • Открыт был способ изготовления проволоки, и проволочная спираль стала излюбленным мотивом критских орнаментов.

Другим ведущим производством стала керамика, в которой теперь широко применялось и гончарное колесо, и усовершенствованная гончарная печь. По изысканной форме и живописности орнамента критские вазы не имели себе равных на всем Переднем Востоке и потому широко экспортировались в Египет, в Сирию и дальше на восток.

Надо полагать, что высокого развития достигла и текстильная промышленность, судя по сложным костюмам из тяжелых парчевых материй со множеством складок, в которых мы видим женщин на изображениях того времени.

Следует отметить также развитой промысел резьбы печатей. Перстнями с такими печатями украшены были пальцы представителей критского высшего общества, перстни сочетались с обильными ювелирными украшениями на шее, руках, ногах и в прическах.

О развитии земледелия свидетельствуют уцелевшие в подвалах громадные глиняные бочки — пифосы, наполнявшиеся зерном, вином и оливковым маслом. Остатки гаваней с верфями и доками и частые изображения кораблей говорят о развитом судоходстве и широком обмене.

Для последнего употреблялась своеобразная монета в виде слитков меди, имеющих форму двойной секиры самых различных размеров и веса. Такой обмен велся с отдаленнейшими странами, и критские изделия таким путем доходили даже до Китая.

Хозяйственным операциям и торговым оборотам велся строгий учет, и для этого существовала весьма развитая система письма.

Писали на глиняных дощечках, в более древние времена — изобразительными знаками, которые располагались по спирали на глиняных дисках. Позднее (около 1700 г.) появилось и линейное письмо, видимо, более упрощенное и общедоступное. К сожалению, эти критские письмена еще полностью не расшифрованы, и поэтому мы не располагаем полным знанием того богатого материала, который находится уже в наших руках.

Социальный строй к этому времени совершенно изменился в связи с интенсивным развитием производительных сил. Теперь это было уже далеко не первобытное общество, и никаких следов родового коллективизма эпохи кикладской культуры уже нет ни в постройках, ни в системе погребений Критской эпохи. Дома небольшие, прямоугольные, приспособленные для жизни отдельной семьи.

Индивидуальный характер носили и погребения — отдельные могилы, иногда семейные склепы. Все это свидетельствует о полном разложении рода и формировании нового классового общества. Много признаков имущественного неравенства: например, жилые постройки поселений по размерам далеко не одинаковы. В городе Кноссе ближе к центру стояли крупные дома, двухэтажные и с мезонинами, особняки знати; далее шли улицы с мелкими постройками, а на окраинах — целые кварталы лачуг и хижин. Эксплуатация низов уже имела вполне определенный характер и, повидимому, выражалась в должничестве и кабальном рабстве по типу существовавших в Вавилонии и Египте. Встречаем на изображениях и фигуры слуг-иноземцев, без всякого сомнения, рабов.

В связи с образованием дифференцированного классового общества на Крите во II тысячелетии развился и политический строй, напоминавший государства фараонов Египта и царей Вавилонии. Здесь первоначально также существовало несколько мелких государств, которые постепенно объединились в одну большую державу с центром в Кноссе, на северном берегу острова. Критской державе принадлежали и значительные территории на островах Эгейского моря и на юге Балканского полуострова. Они управлялись критскими наместниками, которые, повидимому назывались «тиранами».

Во главе Критского государства стояли ставленники аристократии, цари-первосвященники, носившие титул «Миносов». Ныне уже полностью раскопан грандиозный дворец в Кноссе, служивший их резиденцией, — колоссальное трехэтажное здание, занимавшее площадь около двух гектаров. В нем было несколько сот парадных, жилых и хозяйственных помещений, искусно расположенных вокруг обширного внутреннего двора. От парадных зал сохранились, к сожалению, лишь два: тронный зал и зал с бассейном, остальные погибли вместе с разрушением верхних этажей. Но в нижнем этаже отлично сохранились помещения царских канцелярий и казнохранилищ, 18 продовольственных камер, уставленных громадными пифосами, мастерские царских ремесленников. Сохранилась и площадка дворцового театра, рассчитанного на 500 зрителей. Дворец имел водопровод, канализацию и вообще устроен был с необычайной роскошью и комфортом. Стенные фрески его галерей до сих пор сохраняют изображения парадных собраний и театральных зрелищ (особенно — акробатических игр с быками), которые совершались в этом дворце (Лабиринте) Миносов, выявляя, таким образом, реальное зерно греческих преданий об архитекторе Дедале, герое Тезее, царевне Ариадне и страшном быке Минотавре.

В Критском государстве существовала развитая бюрократическая система, похожая на египетскую. Чиновники различались по рангам (начальник, смотритель, казначей, контролер), что символически изображалось на их печатях (нога, дверь, глаз и т.д.). Они распределялись по ведомствам, как-то:

  • военных дел,
  • морскому,
  • продовольственному и пр.

Военные люди формировались в дружины по характеру вооружения. Особую роль в армии играли тяжело вооруженные воины, выезжавшие на колесницах; для удобного передвижения этого рода войск была устроена целая сеть мощеных дорог. Развитая религия служила другим способом держать в повиновении угнетенные народные низы. Жрецы проповедовали необходимость чтить великое женское божество — богиню-мать, прародительницу, владычицу над людьми, зверями и растениями, и ее могучего мужа или сына (изображавшегося часто в виде быка) — особо грозное солнечное мужское божество, требовавшее себе человеческих жертв. Его наместниками на земле и выступали Миносы, которые поэтому и получили особый ореол святости и неприкосновенности.

Однако на Крите, как и в Египте, ни чиновничество, ни армия, ни жречество не в состоянии были сломить сопротивление порабощенного народа. И на Крите происходили иногда грозные народные восстания — одно такое поднялось одновременно с народным восстанием в Египте, в конце Среднего царства, около 1750 г. до н. э. Царские дворцы Кносса, Феста и другие были взяты и сожжены восставшим народом, и некоторое время на Крите правила более близкая к народу власть. Но она была недолговременной и вскоре аристократия снова одержала верх. Культура Крита была в основном изысканно-аристократической.

Этот антинародный, замкнуто-аристократический характер критской культуры был и причиной ее гибели, так как подрывал ее способность к сопротивлению завоевателям. В это время вся Передняя Азия и юго-восток Европы подверглись опустошительным вторжениям кочевников. Хетты и касситы в 1500-х годах разгромили Вавилонию, около 1700 г. семиты-гиксосы захватили Египет. Из-за Балканских гор в Грецию вторглись передовые племена греков — данайцы и ахейцы. Густой слой пепла — след пожаров и разгромов — и своеобразная примитивная керамика с ленточным орнаментом отмечают продвижение этих народов по территории Средней Греции и Пелопоннеса. Нашествие ахейцев привело около 1700-х годов к утрате Критом его материковых владений и к образованию в этих районах родо-племенных ахейских княжеств со смешанной крито-ахейской культурой.

По главному своему центру — Микенам в Арголиде — она и носит в науке условное название микенской. Микенская культура (1700—1100 гг. до н. э.) является последним периодом эгейской культуры и в то же время начальным этапом греческой.


Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Начинать предложения с заглавной буквы, нормальным русским языком, без сленгов и других выражений. Не менее 30 символов.



Today 04.05.2024 01:24:14
✔3-05-1919г - Афганистан Эмир Amanoellah начинается войну против Великобритании

Наверх

История Мира 2013 - 2024 .:: Hist-World.com .:: [email protected]

История России, Мира - от древнейших времен до наших дней. История под правильным - проверенным временем, советским взглядом. Без новомодных влияний, только факты и взвешенный подход.