ДРЕВНЕЙШИЙ БЫТ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ГРЕКОВ. МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА И ГОМЕРОВСКОЕ ОБЩЕСТВО

§ 1. Древнейший быт и общественный строй греков.

Предков древних греков можно проследить на Балканском полуострове, в Северной Греции, начиная с III тысячелетия до н. э. В то время они находились еще на низкой ступени культурного развития (так называемый «новый каменный век» или «неолит») и только еще начинали использовать металлы. Эти древнейшие предки эллинов расселились первоначально племенами: доряне по Эпиру и ахейцы по Фессалии. Отсюда они постепенно в конце III тысячелетия до н. э. стали проникать и в Среднюю Грецию в области господства эгейской культуры.

Как показывают древнейшие мифы (о Геракле, о Калидонской охоте и пр.), а также раскопки ранних стоянок (Димини и Сескло в Фессалии), у этих древнейших греческих племен господствовало охотничье и рыболовное хозяйство, хотя разводили уже и скот, преимущественно мелкий (коз, овец, свиней); известно было и земледелие (мотыжное) - им занимались женщины, почему и впоследствии они были главными участницами культа матери-земли Де-метры. Развивалась также и гончарная техника; на сосудах делали яркие орнаменты в виде многоцветных лент, расположенных спиралью, с причудливыми изгибами (меандр).

Основной общественной ячейкой была фратрия, представлявшая собой большую общину, похожую на «братство» ирокезов (Энгельс). Впоследствии весь народ в Аттике делился на 12 фратрий, а в Спарте на 27. Фратрия была владелицей земли, жилищ, орудий производства. Даже потребление было общее, остатком чего являлись позднейшие совместные трапезы («сисси-тии») в Спарте, на Крите и в некоторых других отсталых греческих государствах. Брак был экзогамный; невест обычно брали из соседних фратрий, и счет родства велся по матери. Отсюда и позднее в греческом праве сохранялось много остатков матриархата, да и родословная богов и героев часто велась от их матерей 

  • Аполлон сын Латоны,
  • Минос сын Европы и т. д.

Много сохранилось от этого времени и следов господствовавшего тогда тотемизма (священные змеи в Афинах, культ волков в Пелопоннесе, лань как спутница Артемиды). Решение всех дел находилось в руках выборного старшины—«фратриарха» — и сходки взрослых мужчин, членов фратрии. Во время войн и переселений фратрии объединялись в союзы — «филы» (в Афинах три фратрии составляли одну филу, а всех фил было четыре), и тогда выбирался общий военачальник — «филобасилевс».

 

§ 2 Микенская культура.

Около 2000 г. до н. э. из Северной Греции (Фессалии) начинается массовое передвижение ахейцев в Среднюю Грецию и в Пелопоннес. Ахейцы обосновались в прежних населенных эгейских центрах (Микенах и Тиринфе в Арголиде, Афинах в Аттике, Пилосе в Мессении, Фивах в Беотии и других), частью истребив прежнее население, частью слившись с ним. По главному их поселению в Микенах вся возникшая благодаря этому смешению культура получила, как уже указывалось, в современной науке название микенской.

Ахейские микенцы много восприняли от своих предшественников и от критян. Они научились

  • изготовлять орудия и утварь из бронзы,
  • стали разводить крупный рогатый скот и лошадей,
  • перешли от мотыжного земледелия к плужному.

В связи с развитием производительных сил первобытно-общинный строй вступил у них уже в период разложения:

  1. все более укреплялась частная собственность,
  2. возникало имущественное неравенство,
  3. верхушка их общества обращалась в богатую воинственную аристократию;
  4. благодаря распаду некоторых почему-либо ослабевших родов стал появляться, правда еще небольшой, слой «безродных» и «бездомных» — бродячих людей.

Вожди воздвигали себе мощные замки с колоссальными «киклопическими» стенами из наваленных друг на друга громадных грубо отесанных камней: в Тиринфе такие стены имеют до 20 м толщины; поражают также своей грандиозностью знаменитые «Львиные ворота» Микен. Своих покойников микенцы хоронили в родовых подземных склепах (примером их являются «шахтовые могилы» в Микенах) или в круглых куполообразных усыпальницах («купольные могилы»). Микенцы погребали с покойниками несметную добычу, захваченную на войне, так что микепские погребения буквально залиты золотом: на покойниках золотые маски, диадемы, пояса, золотыми бляхами покрыта вся их одежда. Иногда микенские вожди приказывали изображать себя и свои дружины на стенных фресках, и мы видим на них бородатых суровых воинов в совсем не критских костюмах: в длинных рубахах-хитонах, с мохнатыми шлемами на головах (как, например, на фреске микенского дворца). Писать, видимо, микенцы не умели, и в поселениях микенской эпохи при раскопках не находят письменных материалов. Правда, недавно, в 1939 г., при раскопках в Мессении близ Пилоса микенского поселения найдено около 600 глиняных табличек, но с типичпо минойским линейным письмом, следовательно, критского происхождения.

В половине II тысячелетия микенцы усвоили себе и морской опыт критян; но судами своими они пользовались не для торговли, а для морских разбоев и грабительских походов. Около 1400 г. внезапным нападением они захватили самый остров Крит и разрушили роскошные дворцы критских Миносов; в таком разрушенном состоянии и открыли их современные археологи.

Около 1200 г. «морские народы севера» (среди них и «данауны», т. е. данайцы) сделали попытку захватить и Египет. На рельефах египетского храма в Мединет-Абу можно видеть изображение страшной битвы, морской и сухопутной одновременно, в которой фараон Рамсес III разгромил этих северных воителей. Тогда же микенцы покорили и эгеизированные поселения западного побережья Малой Азии. К этому времени относится греческое предание о Троянской войне, когда микенский царь Агамемнон с дружинами своих родственников и союзников взял главный оплот эгейской культуры на побережье Малой Азии — Трою. Событие это теперь подтверждается недавно дешифрованными хеттскими надписями, в которых упоминаются имена ахейских вождей и героев (например, Акагамунас—Агамемнон). В XII в. те же хеттские документы упоминают наряду с ахейцами («ахийава») и другие, родственные им по культуре племенные объединения, позднее образовавшие части греческой, или эллинской, народности. Таковы «явана» — ионяне, которые, по этим данным, были особенно связаны с морем и побережьями Малой Азии. Ионяне, пови-димому, являлись потомками тех же ахейцев, которые в это время обосновались в Аттике и на островах средней части Эгейского моря.

Эта микенская эпоха закончилась около 1100 г., за 6 веков до Геродота, в результате большого передвижения на юг другого крупного греческого племени — дорян. Воинственная и культурно отсталая племенная группировка горцев-дорян двинулась в XI в. до н. э. из Эпира в Среднюю Грецию и Пелопоннес. Одна часть дорян вторглась в Фессалию и Арголиду, захватила Микены и другие центры; доряне частью смешались с местным населением, частью поработили его. Микены были разрушены и прекратили свое существование как крупный культурный и политический центр. Другая часть дорян захватила Лаконику и Мессению, но лишь после длительной и жестокой борьбы, в результате которой позднее, в IX в., в долине Эврота на базе порабощения местного населения возникло Спартанское примитивное государство.

Часть ахейского населения Пелопоннеса была оттеснена в труднодоступные и суровые горные области центрального и северного Пелопоннеса, позднее получившие название Аркадии и Ахайи.

 

§ 3. Начало железного века. Гомеровская эпоха.

В местах расселения дорян произошло частично снижение культурного уровня — торговля, ремесло и искусство пришли в упадок. Однако дальнейшее развитие производительных сил побудило греков отказаться от бронзы, перейти к обработке железа, в обилии имевшегося в самой Греции, и изготовлять из этого металла орудия и оружие. С этого времени по всей Греции начинается переход от бронзового к железному веку (около 1100 г. до н. э.), что представляло собой большой технический прогресс.

К этой эпохе относится и появление гениальных произведений древнегреческого народного творчества — героических былин, из которых сложились поэмы

  1. «Илиада» и
  2. «Одиссея»,

приписываемые легендарному поэту-слепцу Гомеру. Поэмы Гомера рисуют перед нами яркие картины культурной и общественной жизни Греции в микенскую и послемикенскую эпоху с XII по VIII в. до н. э.

Поэмы Гомера занимают одно из первых мест в мировой художественной литературе всех времен; естественно, что вопрос о том, когда,где и как созданы эти поэмы, всегда интересовал культурное человечество. Еще в III в. до н.э. некоторые древнегреческие ученые высказывали сомнения в историческом существовании Гомера. Два тысячелетия спустя, в конце XVIII и начале XIX в., вопрос о Гомере - авторе «Илиады» и «Одиссеи», был вновь остро поставлен немецким ученым Фридрихом Августом Вольфом. Вольф («Введение к Гомеру», 1794 г.) отрицал авторство Гомера, утверждая, что поэмы сложились постепенно из отдельных народных песен о героях (былин). Противники Вольфа, «унитаристы» (среди них Шиллер и Гете) доказывали, что художественное единство гомеровских поэм таково, что оно не могло создаться без участия гениального творца-поэта. В настоящее время большинство специалистов сходятся в том, что обе поэмы в своей основе, действительно, были созданы великим поэтом (Гомером?), но путем лишь искусного сплетения в одно художественно целое более ранних произведений народной поэзии - древних народных песен и былин, в течепие многих веков распевавшихся народными певцами-«аойдами».

Поэмы Гомера отразили в своем содержании жизнь древнейшей Греции на протяжении ряда столетий. Мы встречаем в этих поэмах, особенно в «Илиаде», рассказы о событиях, образы и картины еще времен эпохи расцвета Микен задолго до дорийского вторжения; с другой стороны, многое в поэмах характеризует Грецию уже после дорийского вторжения. Например, в «Илиаде» упоминается железное оружие, однако в 14 раз реже, чем оружие медное. Значит, железо было уже известно, но поэт изображает время, когда оно являлось еще редкостью, т. е. период медно-бронзовой техники. Самый сюжет «Илиады» целиком связан с эпохой расцвета Микен и широкого распространения их влияния:

морской поход на Трою соединенного ахейского дружинного воинства под командой верховного вождя, царя «злато-обильных» Микен Агамемнона. В поэме изображается Троянская война, один из ее заключительных моментов — разгром ахейцами ополчения защитников «высокотвердынной» Трои. «Одиссея» изображает возвращение «героев» с троянской войны и мирный быт более позднего времени. В этой поэме железо упоминается втрое чаще, чем в «Илиаде», но все же и здесь медь и бронза встречаются вчетверо чаще, чем железо.

В поэмах Гомера отражена жизнь общества, еще сохраняющего патриархально-родовой строй. По всем удобным для земледелия и скотоводства местам Греции были раскинуты сельские поселения, состоявшие из двух частей: общинной деревни с прилегающими сельскохозяйственными угодьями и неподалеку от нее находившегося большого укрепленного дома, в котором жил и хозяйствовал вместе с своими домочадцами и рабами глава ее и вождь местной родовой знати, по-гречески «басилей» (ср. дом Приама в Трое, «дворцы» Менелая и Нестора в Пелопоннесе, дом Одиссея на Итаке). Все необходимое для жизни производилось в домашнем хозяйстве; хозяйственным трудом занимался даже сам басилей и члены его обширной семьи. Дом полон запасов: кругом него закрома, амбары, кладовые, в которых хранятся не только запасы продовольствия, но и металлы — золото и медь.

При басилее жили представители всех наличных поколений его прямых родственников, так что дом басилея представлял обширное общежитие кровных родственников по мужской линии, в котором властвует басилей. Между домом басилея и деревней существовала тесная связь; среди жителей этой деревни было немало семей, которые считали себя принадлежащими к роду басилея; звание басилея не наследственное; выбирала басилея сходка всего взрослого мужского населения округа. Эта сходка могла даже вмешиваться во внутренние семейные дела басилея. Таким образом, изображенный в поэмах Гомера (особенно в «Одиссее») тип поселений мы можем назвать родовыми поселениями.

Но вместе с тем в поэмах уже ясно показано привилегированное положение басилеев: они владеют несравненно большими богатствами, пользуются значительной властью, а поэтому в некоторой мере уже выделились из родового коллектива, образовав его привилегированный слой. Об этом процессе расслоения и разложения родового строя свидетельствует также изображаемое в поэмах жалкое положение «бездомных» людей, лишившихся своего общинного надела, своего места в общине, вынужденных наниматься в услужение к знати. У Гомера они называются «фетами» — бесправными, бесприютными бродягами. Они часто — из чужаков-переселенцев («метанастов») и потому находятся вне родовой организации и лишены всякой общественной защиты. У гомеровских басилеев уже немало также рабов, особенно рабынь. Правда, положение этих рабов совершенно не похоже на позднейшие типично-рабовладельческие отношения: нет еще понятия о рабах как об «одушевленной собственности» или «одушевленном орудии труда» и т. гг. Служанки-рабыни стирают белье вместе с дочерью басилея Навси-каей, рукодельничают вместе с Пенелопой, женой Одиссея; раб Эвмей — ближайший доверенный своего хозяина Одиссея и т. д. Рабы не отделены от остального общества не переходимой классовой гранью. Такую зародышевую форму рабства классики марксизма-ленинизма называли домашней или патриархальной.

Однако наличие хотя бы и домашнего рабства свидетельствует о том, что в гомеровскую эпоху (XII—IX вв. до н. э.) уже создались в Греции предпосылки для возникновения эксплуататорских отношений рабовладельческого общества. Этому же способствует освоение морских путей, что особенно ясно видно в «Одиссее» (плавание самого Одиссея, рассказы героев поэмы — Одиссея,. Менелая, Эвмея, ключницы Эвриклеи и др.): описываются далекие плавания, особенно в Египет, пиратские нападения, морская жизнь вообще; наконец, большое место в «Одиссее» занимает пребывание Одиссея у «веслолюбивых» феаков, которые изображаются как морской народ. У них имеется настоящий город-порт с центральной торговой площадью, в порту стоят многочисленные корабли.

Но картина жизни феаков характеризует уже самый конец этой эпохи. В общем же в гомеровские времена городов как таковых еще не было; разбросанные по всей Греции родовые поселения были самостоятельны и мало связаны друг с другом. Регулярных сношений и торговли тоже еще не существовало; не существовало по этой же причине в гомеровской Греции денег, а мерой ценности служил скот, быки. Например, два героя в «Илиаде» обменивают щиты — золотой на бронзовый, при этом в поэме подчеркивается неравноценность обмена: щит стоимостью в 120 быков был обменен на щит стоимостью всего лишь в 9 быков.

Ремесло еще не выделилось из сельского хозяйства, но все же в качестве «работающих на народ» («демиургов») профессиональных специалистов упоминаются бродячие строители домов, глашатаи, поэты-певцы и особенно ювелиры и кузнецы; эти последние занимают особо почетное место; главным представителем этой профессии выступает сам бог огнедышащих гор Гефест, который работает в своей кузнице внутри вулкана Этны с горном, наковальней, клещами, молотками.

Наряду с этой общественно-политической разъединенностью гомеровской Греции шел уже процесс образования больших территориальных племенных областей, которые легли в основу политического деления позднейшей рабовладельческой Греции. В поэмах упоминается Арголида, Беотия, Фессалия и другие области, которые представляли собой политические объединения родовых организаций под властью верховного басилея.

Возникающая государственная власть попадает в руки басилеев из среды родовой знати, но и рядовая общинная масса еще сохраняет свое старое общинное равноправие. Знать, особенно на войне, должна была считаться с народной массой, с волей рядовых воинов, которых эта знать вынуждена собирать на сходку для принятия важных решений. Этот общественный строй поздней гомеровской эпохи Маркс и Энгельс назвали военной демократией. Военная демократия, таким образом, характеризует общественные отношения переходного периода от разлагающегося доклассового общества к возникающему классовому, рабовладельческому.

 

§ 4. Возникновение религии олимпийских богов.

В гомеровское время слагались также и основы той идеологии и вообще культурной жизни, которые в последующие периоды истории Греции получили столь пышное развитие. Народное творчество создавало не только песни-былины, но и так называемые мифы, сказания о богах и полубогах, героях, в которых отражались различные представления о силах природы, об отношении к ним людей в разные периоды их хозяйственной и общественной жизни. В основе своей мифы являлись продуктами религиозного творчества. По меткому замечанию Энгельса, «...всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных»

Часто в греческих мифах мы встречаем изображения богов в виде зверей. Это совершенно определенно указывает на то, что корни религиозных верований древних греков уходили далеко в древнейшее доклассовое прошлое, к тотемистической идеологии первобытной поры. Так в позднейшие времена у древних греков было распространено почитание змей, в которых олицетворялись подземные силы, почему такие культы называются «хтоническими» (от греческого слова htonos - земля). Например, аттический герой-полубог Эрехтей представлялся в виде большого змея, живущего в расселинах скал Акрополя и являвшегося его покровителем. В Афинах долго сохранялся обычай класть медовые лепешки на склонах Акрополя как приношения этому змею-патрону. В честь его был в центре Акрополя даже сооружен храм - Эрехтейон.

Позднейший бог солнца, «светозарный» Аполлон (Феб), был тоже тесно связан с древним культом огромного змея Пифона, жившего в глубокой расселине Парнаса близ Дельф. Поэтому и Аполлона здесь называли «пифийским», а жриц-прорицательниц его дельфийского храма - «пифиями», т. е. змеями. В одном из древнейших произведений греческой литературы, так называемом «Гомеровском гимне Аполлону», рассказывается, как Аполлон, блуждая по земле в поисках себе дома-храма, наконец нашел подходящее место близ мрачной расселины, охраняемой Пифоном. Убив Пифона стрелой, он приказал двум строителям начать постройку себе здесь храма, а сам, приняв образ дельфина,поплыл в море и, появившись перед критскими моряками, предписал им соорудить ему близ этого храма алтарь как «богу-дельфинию», поэтому и место стало называться Дельфами, а сам Аполлон - «дельфийским». Но и помимо Дельф в древней Греции было много мест, связанных с древним поклонением Аполлону-дельфину.

Сохранилось также много следов существовавшего некогда в Греции поклонения волку - по-гречески lukos. Название «ликейских», т. е. волчьих, носили места культа многих позднейших богов (например, Ликейонв Афинах), да и сами боги, связанные с такими местами,назывались «волчьими» (Зевс ликейский, Аполлон ликейский) как преемники более древних, ими смененных или вытесненных божеств. Священной птицей в Афинах считалась сова, обратившаяся затем в спутницу богини - покровительницы Афин «совоокой» Афины. Широко распространен был в древнейшей Греции также культ растений - лавра, кипариса, пальмы. В Эпире было высокочтимое прори-цалище в Додоне; здесь огромный многовековой дуб считался обителью самого Зевса, и по шуму листьев этого дуба жрецы предсказывали будущее. Со всем этим связано было и множество магических действий (например, омовение и умащение священного камня в Пессинунте, ряжение в медвежьи шкуры при культе «медведицы» Артемиды Бравронской и пр. ) - типичный признак пережитков тотемизма.

На эту древнейшую основу причудливо наслаивались следы долго господствовавшего анимизма - душеверия и душебоязни, свойственных периоду более развитого общинно-родового быта. «Все полно демонов и душ», - утверждал даже ранний представитель греческой натурфилософии Фалес Милетский (около 600 г. до н. э.). Растущее сознание беспомощности порождало страх перед явлениями природы и побуждало населять всю природу страшными призраками. Эти хитрые, враждебные и опасные демоны представлялись в чудовищных полузвериных, получеловеческих образах («миксантропизм»); таковы козлоногие лешие-сатиры, души горных потоков, скачущие, как кони, - кептавры, русалки - нимфы, души деревьев - дриады, души волн - рыбообразные тритоны и пр. Если их не остерегаться и не умилостивлять, они могут наделать всяких бед человеку, например, вселиться в него и сделать его одержимым («эитеос», отсюда - энтузиазм), безумным. И только хорошие отношения с демонами («евдай-мония») обеспечивают человеку счастливую и спокойную жизнь. Особый страх вселял также умерший глава рода или дома: его хоронили под очагом, и он обращался в «героя дома», - домового. Сам очаг, как усыпальница предка, начинал возбуждать боязнь и становился священным: на нем старательно поддерживали священный огонь, украшали цветами, сыпали в огонь душистые травы. Ему представляли невесту, ему показывали новорожденных, у него просили защиты просители. Этот культ предков был очень силен у греков даже в историческое время, и о нем сохранилось множество свидетельств в наших источниках.

Еще позднее, в связи с развитием земледелия, особое значение получили демоны (в мужском и женском образах), имеющие отношение к произрастанию посевов и другим благоприятным и неблагоприятным явлениям земледельческого быта. Таковы Мелеат - демон поспевания плодов, Гегемона - ведающая поспеванием нив, Кариб - хозяйка садов и т. д. Завершилось это возникновением и широким распространением в народных низах культа Деметры - матери-земли. В Элевсине (наиболее плодородной части Аттики), ставшем одним из главных центров этого культа, сложился миф о похищении темными подземными силами дочери Деметры, Коры (олицетворение весеннего расцвета природы). Лишь путем сложных и таинствепных религиозных обрядов («мистерий») полагали возможным уговорить разгневанную и скорбную Деметру не лишать землю ее производящей силы.

Но по мере разложения общинного родового строя и усиления военно-родовой аристократии у обнищавших средних и низших слоев прежнего, «гомеровского» общества к чувству страха перед стихиями и бессилия перед явлениями природы стало присоединяться сознание беспомощности перед растущей эксплуатацией со стороны верхов. На этой почве из древнего анимизма вырастает новая сложная религия олимпийских богов - небесных господ, «небожителей» и «миронравителей». Они представляются в виде глав «божественного рода», наподобие земных басилеев, поделивших между собой на уделы и отдельные царства различные части вселенной, в то же время составляющих некую их «общину». Старшими являются три брата:

  • Зевс - громовержец и тучегонитель,
  • Посейдон-владыка моря и
  • Аид - бог-невидимка, властитель подземного мира.

Славный земли колебатель [Посейдоп] промолвил в ответ...

Трое нас братьев Кронидов на свет родилося от Реи:

Я и Зевес и Аид, кто царит над тенями умерших,

Натрое все поделив, получили мы каждый удел свой,

Жребий бросив. И мне для обители вечной досталось

Море седое, Аиду - жилище кромешного мрака,

Зевсу - пространное небо среди облаков и эфира.

Общей для всех осталась земля да вершина Олимпа.

(«И л и а д а», XV, 186 и сл.)

Следующее по рангу место занимает младшее поколение богов, в особенности дети Зевса от его главной жены Геры и ряда других, в чем явно отражаются следы распространенного среди родовой аристократии многоженства.

  • Сыном Геры является Гефест, бог огня и всякой связанной с огнем деятельности, великий мастер-кузнец и покровитель кузнечного искусства.
  • Сыном и дочерью богини тьмы Латоны являются «светозарный» бог солнца Гелиос-Феб-Аполлон, разъезжающий на огненной колеснице по небу, и богиня луны Артемида, владычица лесов и лесных зверей, неутомимая охотница и чародейка.
  • Сыном Зевса и нимфы Майи считался Гермес, бог ветра, вечный странник, вестник Зевса, путеводитель странников и купцов, проводник душ умерших в подземное царство.
  • Арес - бог кровавых битв, мудрая богиня-дева Афина Паллада - защитница городов и прекрасная дочь Зевса от Дионы, богиня любви и красоты Афродита с се маленьким сыном проказником Эротом замыкали число «12 олимпийцев».

Многие из этих образов богов унаследованы были греками из религиозных представлений их предшественников-эгей-цев (например, владычица зверей Артемида и «златокудрая» Афродита, согласно некоторым мифам, родившаяся чудесным образом из пены морской и особо чтимая на испытавших сильное минойское и восточное влияние островах Кипре и Кифере), другие созданы собственным воображением греков. Первоначальный же хаос всех этих древних и новых представлений был оформлен «аойдами» - певцами гомеровской эпохи во вкусах и в духе близкой им родовой аристократии. Олимпийские боги имеют поэтому уже не только человекообразную (антропоморфную) форму, но отличаются особой, «благородной» внешностью. Как и подобает небесной аристократии, они ведут роскошную и праздную жизнь в своих золотых чертогах на вершине Олимпа, услаждаясь амброзией и сладким нектаром, дающими бессмертие, и внимая чарующему пению муз (см. «Илиада», I, 532 и сл.). Впрочем, как и в среде земных басилеев, между богами часто возникают ссоры и даже драки. Зевсу один раз даже пришлось подвесить свою ревнивую супругу между небом и землей и три дня бичевать ее своими молниями, а заступившегося за мать сына Гефеста Зевс столкнул с неба, так что при падении на землю он сломал себе ногу и навсегда остался хромым. Если боги иногда и выручают из бед своих царей-любимцев вроде Одиссея, то к страданиям простых людей они относятся с «олимпийским спокойствием»: один раз Зевс даже задумал утопить весь надоедливый человеческий род и только благодаря сочувствию человеколюбца Прометея, одного из отверженных старых богов-титанов, удалось спастись паре людей, от которой вновь размножилось человечество и поднялось из убогого звериного существования благодаря похищенному тем же Прометеем с неба огню. Но Зевс жестоко отплатил непокорному титану: приковал его к одной из скал Кавказа и посылал каждый день свою любимую хищную птицу - орла - терзать прикованного страдальца.

Как уже можно судить по мифу о Прометее, новая аристократическая «олимпийская религия», или «религия Зевса», укреплялась в Греции путем жестокой борьбы. Об этом дают вполне отчетливое представление и другие многочисленные мифы о «титанах», «гигантах», а часто и обожествленных позднее героях, под которыми кроются образы побежденных древних божеств. Согласно мифу о борьбе богов с гигантами («гигантомахия») последние изображаются в причудливых образах «сынов Земли»: многие из них с песьими мордами, с змеиными и рыбьими хвостами вместо ног - совсем наподобие древних демонов. Хотя Зевс победил и сковал их, заставил работать на себя, загнав в мрачные подземелья, но Земля порождает все новые и новые подобные же стихийные силы, которые, освободив своих братьев, устремляются на штурм Олимпа и, как постановила всемогущая Мойра (судьба, рок), одолеют когда-нибудь весь род олимпийцев. Любимым народным героем был Геракл, бездомный скиталец, силач, олицетворение грозной для знати силы народных масс. Геракл совершает 12 трудных подвигов. Но знать старалась причислить его к своему классу, объявив сыном Зевса и фиванской царицы Алкмены. С другой стороны, аристократы охотно развивали сказание о том, как Геракл был продан в рабство и служил лидийской царице Омфале: она одела богатыря в женское платье и заставила заниматься женскими рукоделиями.

Таким же созданием народного творчества, в котором сказалось сознание земледельческими массами своей трудовой силы, является миф о сыне земли - титане Антее, обладавшем несокрушимой мощью, которую он черпал от соприкосновения с землей. Характерно, что аристократия и его обратила в сына Зевса и заставила другого народного героя, Геракла, вступить с ним в единоборство и задушить, оторвав от земли. Миф об Антее замечательно использовал товарищ Сталин в своей речи на февральско-мартовском пленуме ЦК ВКП(б) 1937 г., говоря о необходимости крепить связи партии с народом.

Так в мифах и верованиях греков отражаются разные ступени раннего социального строя и наивные еще формы идеологической борьбы. И в дальнейшем, когда аристократическая гомеровская религия олимпийских богов обратится в официальную государственную религию, ее будут пропагандировать близкие к высшим слоям греческого общества литература и искусство. Нои подавленные ею догомеровские, «хтонические» воззрения будут жить в идеологии масс, пока в ходе социальной и идеологической борьбы не возникнет более соответствующее действительности натурфилософское понимание и объяснение явлений природы.


Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Начинать предложения с заглавной буквы, нормальным русским языком, без сленгов и других выражений. Не менее 30 символов.



Today 04.05.2024 05:38:53
✔3-05-1919г - Афганистан Эмир Amanoellah начинается войну против Великобритании

Наверх

История Мира 2013 - 2024 .:: Hist-World.com .:: [email protected]

История России, Мира - от древнейших времен до наших дней. История под правильным - проверенным временем, советским взглядом. Без новомодных влияний, только факты и взвешенный подход.