ЛИТЕРАТУРА В ПЕРВЫЙ ПЕРИОД НОВОЙ ИСТОРИИ. ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ 17- 19в

Литература.

Художественная литература является могущественным средством общения людей между собой. Читать произведения литературы - это жить жизнью многих людей, многих народов, многих эпох. Передовые произведения не только описывают действительность, но и зовут вперед, к лучшему будущему. Реакционные же писатели искаженно изображают жизнь, клевещут на народ, воспевают имущие классы, их деятелей. Человечество чтит тех писателей, которые правдиво изображают жизнь, борясь за прогресс, за народное дело, за освобождение угнетенных классов, за лучшее будущее.

Великий немецкий писатель Вольфганг Гёте (1749-1832) в своей трагедии «Фауст» с большим подъемом писал о величии человеческого труда, о победе разума.карта важнейшие события 17-19 веков

В уста Фауста Гёте вложил слова:

  • ...Жизни годы
  • Прошли недаром, ясен предо мной
  • Конечный вывод мудрости земной:
  • Лишь тот достоин жизни и свободы,
  • Кто каждый день за них идет на бой!

В середине XIX в. в литературе стран, где побеждал капитализм, на смену произведениям, которые уводили читателя от жизни в мир необычайных событий и необыкновенных людей, пришел реализм, который описывал подлинную жизнь людей тогдашнего общества.

Виднейшим представителем реалистического направления в литературе был Бальзак.

Великий французский писатель Оноре де Бальзак (1799-1850) отличался неистощимой энергией, изумительной работоспособностью. Он работал по 14-16 часов в сутки, много раз переделывал написанное и достиг огромной выразительности в правдивом изображении людей и страстей буржуазного мира. Бальзак видел свою задачу в том, чтобы изображать действительность, показать то, что «происходит повсюду».

Главное произведение БальзакаОноре де Бальзак 1799-1850 - серия романов под общим названием «Человеческая комедия», в которых ярко изображено французское общество. В своих повестях и романах, где выведено свыше трех тысяч действующих лиц, Бальзак ярко описал, как путем жестокости и преступлений люди достигают богатства. Жадный богач, который ворочает миллионами, но считает каждый кусок сахару, и юноша-карьерист, который, не разбирая средств, добивается богатства, но лишается уважения честных людей, - вот главные герои Бальзака. Энгельс писал, что «Человеческая комедия» Бальзака от начала до конца является обвинительным актом против буржуазного общества.

Другим представителем реализма был английский писатель Чарлз Диккенсанглийский писатель Чарлз Диккенс 1812-1870 (1812-1870). Когда Диккенс был еще ребенком, его отец разорился и попал в долговую тюрьму. Мальчик вынужден был поступить на фабрику, где упаковывал баночки с ваксой. Диккенс хорошо узнал на личном опыте нужду и эксплуатацию на фабриках. Когда он вырос, ему удалось стать репортером. Работая в газете, он одновременно писал повесть «Записки Пикквикского клуба», которая сразу создала ему славу. Один из главных героев этой повести, тепло обрисованный Диккенсом, - человек из народа, слуга Пикквика Сэмюэль Уэллер. Находчивость, природный ум Уэллера вызывают живейшую симпатию читателей.

Диккенс, так же как и Бальзак, был реалистом, он стремился показать характерные, типичные явления жизни. В его произведениях нашли отражение большие перемены, которые произошли в Англии XIX в. Диккенс вступил в литературу в бурную эпоху чартистского движения в Англии, он с сочувствием писал о рабочих, изображал ужасную нищету лондонских трущоб, описал, как в «работных домах» бедняки умирали медленной смертью от голода. Об английском буржуазном суде Диккенс писал, что он вызывает презрение, негодование или ужас. Побывав в Соединенных Штатах, Диккенс с негодованием обличал власть денег в этой стране и бесчеловечную эксплуатацию невольников.

В период реакции, наступившей в Европе в 50-х годах, Диккенс все чаще изображал мрачные стороны английской жизни, жестокие нравы английской школы, где применялись телесные наказания («Давид Копперфильд», «Жизнь и приключения Николаса Никкльби»). Он стал рисовать жадных капиталистов, нравственных уродов («Холодный дом»). Однако, поскольку Диккенс был против революционной борьбы, он не видел путей для уничтожения бедствий капитализма.

Были такие писатели-реалисты, которые не только описывали и разоблачали господство буржуазии, но и делали из своих описаний и разоблачений революционные выводы. В реализме имелось революционно-демократическое направление. Особенно большое значение в литературе Западной Европы имеет творчество немецкого поэта Генриха Гейнепортрет немецкого поэта Генриха Гейне (1797-1856) (1797-1856), который находился под известным влиянием Маркса.

Генрих Гейне в 30-40-х годах горячо сочувствовал революционной борьбе французских рабочих. Газеты с известиями об июльской революции 1830 г. во Франции Генрих Гейне воспринимал как «солнечные лучи, завернутые в бумагу». Будучи в Париже, он глубоко переживал поражение революции. Гейне с большим сочувствием относился также к борьбе английских рабочих за политические права.

К 1843 г. относится сближение Гейне с Марксом, под влиянием которого начинается самый плодотворный период творчества Гейне. Он пишет свою песню «Ткачи», посвященную восстанию силезских ткачей 1844 г., целый ряд сатирических стихотворений, направленных против правительств Пруссии и Баварии, и, наконец, свою знаменитую поэму «Германия» («Зимняя сказка»), осмеивающую феодальный мир и призывающую к победе демократии в Германии.

Увлекающийся и не всегда последовательный, Гейне не был борцом за дело пролетарской революции. Но он с искренним сочувствием следил за ростом молодого рабочего класса Германии.

В одном из последних своих стихотворений Гейне писал:

  • Где ж смена? Кровь течет, слабеет тело;
  • Один упал - другие подходи!
  • Но я не побежден: оружье цело;
  • Лишь сердце порвалось в моей груди.

Последние 10 лет своей жизни он провел в ужасном положении, прикованный к постели тяжелой болезнью, - «в матрацной могиле», как говорил он сам. Но больной и умирающий Гейне не признавал себя побежденным и был уверен, что на его место придет новая смена бойцов за дело прогресса.

Как боец за прогресс, Гейне вызвал против себя ненависть со стороны фашистских варваров. Когда фашисты пришли к власти в Германии, они уничтожили памятник Гейне и сожгли его книги.

Американский поэт сын плотника Уолт Уитмен (1819- 1892) выступал против рабства. Когда разгорелась гражданская война между Севером и начавшим мятеж Югом, Уитмен выступил с пламенным стихотворением:

  • Бей, бей, барабан! Труби, горн, труби!
  • В окна, в двери, повсюду насильно врывайтесь,
  • В храмах нарушьте богослуженье,
  • В школах ученье прервите,
  • Несите весть жениху, что не время для счастья с невестой,
  • И фермеру дайте знать, чтоб оставил он мирный труд,
  • - Так громко грохочете вы, барабаны, так звонко рокочете, горны!
  • Бей, бей, барабан! Труби, горн, труби!

В начале своего литературного пути, выступая против рабства, Уитмен возлагал большие надежды на буржуазную демократию. Но вот что он писал об этой демократии позже: «Всюду царит душная атмосфера, превращающая миллионы фермеров и рабочих Соединенных Штатов в покорное орудие небольшой кучки политиканов».

Во всех странах Европы передовая литература боролась за освобождение народных масс. В славянских странах и в Венгрии особое значение приобрела борьба против национального гнета.

 

Вклад литературы народов России в мировую литературу.

Огромные творческие силы народов нашей страны нашли свое выражение не только в области науки, но и в создании замечательных произведений литературы и искусства. Передовая русская литература, создавшая произведения поразительной художественной силы, отразила народные устремления. Она явилась выражением протеста и борьбы народов нашей страны против гнета самодержавия. «Никто в Европе, - писал Горький, - не создавал столь дивных красот при таких неописуемо тяжелых условиях... Нигде на протяжении неполных ста лет не появлялось столь яркого созвездия великих имен, как в России. Нигде не было такого обилия писателей-мучеников, как у нас». Русская литература в художественных образах показала замечательных людей из народа.

Во всех странах мира знают и глубоко чтят великих русских писателей. Пушкин - величайший реалист не только русской, но и мировой литературы. Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Тургенев, Герцен, Щедрин, Лев Толстой, великий демократический писатель украинского народа Тарас Шевченко - вот далеко не полный перечень славных имен представителей передовой, глубоко народной литературы нашей родины в XIX в., до 1870 г. Творчество Чернышевского, Некрасова, Щедрина, Герцена, Тараса Шевченко имело революционно-демократическое содержание. Народы нашей страны создали замечательные культурные ценности, борясь за свое освобождение.

Славные страницы в историю мировой культуры вписали все народы нашей страны. Белорусский революционер и писатель Кастусь Калиновский, ученик Чернышевского, был и редактором нелегальной революционной газеты «Мужицкая правда». Талантливый латышский поэт Пумпурс боролся против крепостничества. Крупнейшими прогрессивными писателями-борцами были грузинский писатель Илья Чавчавадзе и армянский писатель Хачатур Абовян, азербайджанский просветитель Фа-тали Ахундов и другие.

 Глинка портрет

Литература Востока.

Развитие литературы Европы и Америки в XVIII-XIX вв. было еще слабо связано с литературным творчеством на Востоке, но там создавались произведения огромной художественной и общественной ценности. Так, в Китае в начале XIX в. вышел сатирический роман «Цветы в зеркале», написанный Ли Жу-чженем. В этом романе показано бесправное положение женщины в феодальном Китае. В годы тайпинского восстания публиковались боевые стихи ряда его участников, а один из вождей тайпинов, сын угольщика Ли Сю-чен, написал свою автобиографию, находясь в тюрьме, перед казнью.

В индийской литературе большой интерес представляет драма «Зеркало индиго». Автор ее, Митр о, показал жестокость английских колонизаторов, владельцев индиговых плантаций, и бедственное положение закабаленных индийских крестьян.

 

Музыка.

Несколько поколений музыкантов дал род Бахов из немецкой области Тюрингии. Великий немецкий композитор Иоганн-Себастьян Бах (1685-1750) написал свыше 500 музыкальных произведений-концертов для оркестра, пьес для органа, для клавесина (старинного рояля), скрипки, флейты, а также для хора и индивидуального пения. Но влиятельными ценителями его таланта были немецкие князья, которые предпочитали развлекательную музыку, а глубокие, вдохновенные, жизнеутверждающие произведения Баха не одобряли. Баха ценили как органиста, скрипача, дирижера, и современники не обращали на него внимания как на композитора. Десятки произведений Баха утеряны. Только через 100 лет после смерти Баха его произведения получили широкое признание. В настоящее время имя Баха стоит в ряду имен величайших композиторов всего мира.

Баха высоко ценили Бетховен, Шопен, Глинка и другие крупнейшие композиторы.

Демократу, стороннику республики БетховенуБетховен 1770-1827 (1770-1827) принадлежит музыка к трагедии Гёте «Эгмонт» из времен борьбы Нидерландов против угнетавшей их Испании. Эгмонта, борца за независимость страны, казнили испанцы, но революция побеждает, торжество ее звучит в музыке Бетховена. Людвиг ван Бетховен, большую часть жизни проведший в Вене, был величайшим композитором. Когда во Франции началась революция, Бетховен приветствовал это событие и откликнулся на него сочинением хора «Кто свободный человек», Бетховен создал изумительные по глубине, силе и проникновению симфонии, произведения для фортепьяно, много струнных квартетов, обработал десятки народных песен и т. д. Последние 15 лет своей жизни Бетховен был совершенно глухим и создавал бессмертные музыкальные произведения, не имея даже возможности слышать, как они звучат.

Великий сын польского народа Шопенпольского народа Шопен (1810-1849) (1810-1849) широко использовал в своих музыкальных произведениях песни и танцы польских крестьян.

Бессмертные оперы, произведения для симфонического оркестра и романсы русского композитора Глинки основаны на народном творчестве, например оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила».

Таким образом, и в музыке, как и в литературе, народное творчество оказало огромное влияние на создание культурных ценностей.

 

КРАТКИЕ ИТОГИ -  Гёте, Бальзак, Диккенс создали бессмертные произведения.

В период большого подъема народных движений и революций, направленных против феодализма, когда побеждал и утверждался капитализм, лучшие представители литературы создали замечательные произведения, отразив противоречия капиталистического общества. Гёте, Бальзак, Диккенс создали бессмертные произведения.

Революционно-демократические устремления народных масс отразили Гейне, Уитмен, Чернышевский, Шевченко и другие писатели. Бессмертные произведения появились и в музыке, созданные Бахом, Бетховеном, Глинкой, Шопеном и другими композиторами.

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Начинать предложения с заглавной буквы, нормальным русским языком, без сленгов и других выражений. Не менее 30 символов.


Today 24.02.2017 18:01:52
✔24-02-1895г - начинается Кубинская война за независимость

Наверх

© История Мира 2013 - 2017 .:: Hist-World.com .:: support@hist-world.com

История России, Мира - от древнейших времен до наших дней. История - под правильным и социальным взглядом. Без прозападных толкований и новомодных влияний, только факты и взвешенный подход.