ИДЕИ ПЕРЕДОВОЙ БУРЖУАЗИИ И НАРОДНЫХ МАСС ФРАНЦИИ
Вольтер.
После английской революции XVII в. в ряде стран европейского материка, особенно во Франции, усиливаются народные движения, направленные против феодального гнета. В этот период оживляется борьба писателей, ученых против феодальных порядков, против одного из важнейших оплотов феодальной эксплуатации - религии. Как писал Маркс, «умы всегда связаны с телом народа», они откликаются, когда «глубоко в низах происходит брожение». Во Франции требования буржуазии выдвигались еще задолго до революции писателями и учеными.
Огромным влиянием в XVIII в. пользовался Вольтер.
Известный писатель, признанный «властитель дум» передовых людей того времени, автор многих художественных произведений, исторических работ, политических брошюр, Вольтер (1694-1778) прославился своими гневными, страстными выступлениями против крепостнических порядков и церкви. Вольтер заверял, что он поверил бы в «прирожденные» феодальные права дворянина, если бы рыцари рождались со шпорами на пятках, а крестьяне - с седлами на спине. Вольтер требовал конституции, чтобы ограничить власть короля, настаивал на уничтожении привилегий дворян и духовенства. «Он бил и жег, как молния» (Герцен).
«Разрушьте старое здание обмана!», «Раздавите гадину!» - призывал Вольтер. «Гадиной» он называл господствовавшую во Франции католическую церковь. При этом Вольтер считал, что «чернь надо держать в строгом повиновении», что для простого народа религия «даже полезна», что невозможно было бы управлять крестьянами даже одной деревни, если бы она была населена безбожниками. Поэтому он заявил: «Если бы бога не было, его следовало бы выдумать», а у себя в имении поставил памятник с надписью: «Богу от Вольтера».
Перемены порядков Вольтер ждал не от революции, которой он боялся, а от «просвещенного государя» - философа. Вольтер выражал взгляды той части буржуазии и передовых дворян, которые стремились ограничить самодержавную власть короля, уничтожить влияние католической церкви, но боялись народных масс, революции.
Монтескье.
Выступивший одновременно с Вольтером Монтескье (1689-1755), дворянин по происхождению, тоже боролся против неограниченной королевской власти и против католической церкви. Монтескье восхвалял английский парламентский строй и требовал для французской буржуазии такого же влияния, какое имела буржуазия в Англии. Таким образом, по мнению Монтескье, король должен делить свою власть с буржуазно-дворянским парламентом.
Монтескье стоял за конституционную монархию, т. е. за такую монархию, в которой конституция предусматривает участие буржуазии и дворян в решении государственных дел через парламент.
В то время как Вольтер и Монтескье хотели лишь ограничить королевскую власть, другой французский писатель - Руссо хотел уничтожить ее вовсе и установить республику.
Руссо (1712-1778).
Жан-Жак Руссо был сыном швейцарского ремесленника-часовщика. Он родился в Женеве и был свидетелем постоянной борьбы между богатой знатью города Женевы, с одной стороны, и ремесленниками и крестьянством - с другой.
«Человек родился свободным, между тем он повсюду в цепях», - писал Руссо. Руссо считал, что власть должна принадлежать самому народу, что народ имеет право сам устанавливать управление страной. Руссо требовал, чтобы каждый трудился. «Всякий праздный гражданин является вором», - писал он. «Для улучшения общественного состояния, - считал Руссо, - надо, чтобы у каждого было достаточно и ни у кого не было чересчур много». Руссо неправильно полагал, что можно сохранить собственность и в то же время ее ограничить, сделать только мелкой. Он отразил настроения мелкой буржуазии (мелких собственников) - ремесленников, крестьянских маcc.
При этом Руссо не понимал, что подавляющее большинство мелких собственников разорится и лишь малая часть их станет крупными собственниками, предпринимателями-капиталистами. Требуя, чтобы была допущена только мелкая собственность, Руссо этим самым призывал к революционному уничтожению собственности феодалов-дворян. Поэтому учение Руссо в его время было революционным. Но, призывая к уничтожению дворянского, феодального землевладения и отстаивая частную собственность, Руссо тем самым на деле боролся за утверждение буржуазного строя.
Ж. Мелье (1664-1729).
В конце XVII и начале XVIII в. во Франции жил бедный деревенский священник Жан Мелье. Сын ткача, он горячо сочувствовал страданиям крестьян, которых притесняли сеньоры. Но его угнетало то, что, будучи священником, он призывал крестьян к смирению перед помещиками. Не найдя в себе достаточно сил, чтобы бороться, Мелье покончил с собой, уморив себя голодом.
После Мелье осталось его «Завещание». В этом труде он объявил войну богу, королю и богачам. Если Руссо стоял за мелкую собственность, то Мелье предлагал передать землю в общее пользование. Этого он требовал во имя счастья человечества. Обращаясь к народу, Мелье писал: «Вы содержите не только ваших королей и ваших принцев, вы содержите к тому же еще и все дворянство, все духовенство, всех монахов... всех тунеядцев и бесполезных людей, какие только существуют на земле».
Мелье выражал чаяния бедноты деревни, задавленных нуждой крестьян, батраков.
Энциклопедисты. Дидро.
В 1751 г.,. во Франции вышли первые тома зна-менитой «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». Во главе этого издания стоял философ Дидро. В «Энциклопедии» участвовали Вольтер, Руссо и мно го других выдающихся писателей.
Появление этой «Энциклопедии» было большим событием. В ней были даны подробнейшие описания различных производств во Франции - мануфактур, сельского хозяйства, притом описывались образцы лучшего производства. Французская буржуазия хотела показать свои достижения.
Но «Энциклопедия» имела и другое, гораздо большее значение. Это была не только энциклопедия ремесел, это также была энциклопедия наук, В ней помещались большие статьи, целые научные исследования. Энциклопедисты привели в систему всю сумму знаний, накопившихся к сере-дине XVIII в.
Главное же, вся «Энциклопедия» носила боевой, политический характер. Дидро объявил непримиримую борьбу католической религии, подверг беспощадной критике учреждения феодально-абсолютистского строя. Недаром королевский совет постановил уничтожить первые же тома «Энциклопедии». Ее издание несколько раз приостанавливалось и запрещалось. Однако накануне революции вышел ее последний том.
Дидро побывал в России и предсказывал великую будущность ее народам. Он гордился тем, что его избрала своим членом Петербургская Академия наук.
Выступая против феодальной эксплуатации и неограниченной власти короля, ученые и писатели по-разному представляли себе цели, задачи борьбы. Одни, например Вольтер и Монтескье, хотели ограничить власть короля, создав представительные учреждения, другие, как Руссо, стремились вовсе уничтожить королевскую власть и провозгласить республику, третьи, как Мелье, считали, что надо уничтожить власть короля и богатых и обратить средства производства в общую, народную собственность.
В отличие от Вольтера и Монтескье младшее поколение французских буржуазных писателей, энциклопедисты, были материалистами. Они правильно утверждали, что мир - это движение материи.
Будучи материалистами в объяснении явлений природы, энциклопедисты оставались идеалистами в объяснении законов развития человеческого общества. Они ошибочно полагали, что все общественное развитие зависит только от успехов разума. Они не понимали решающего значения экономического развития и классовой борьбы.
Передовые люди Франции далеко не всегда были последовательны в своей критике феодального гнета, засилья церкви. Но их идеи сыграли великую роль в подготовке революции и в ее ходе. Возникнув в период глубокого кризиса феодального строя, они способствовали его расшатыванию. Их идеи воспринимались передовыми общественными кругами как призывы к борьбе, и в той мере, как доходили до народа - и передовыми людьми из народа.
- < СОСЛОВИЯ И КЛАССЫ - ПРИЧИНЫ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В КОНЦЕ 18V
- НАЧАЛО РЕВОЛЮЦИИ ВО ФРАНЦИИ 1789Г, КРУПНАЯ ДЕНЕЖНАЯ БУРЖУАЗИЯ У ВЛАСТИ >
» Начинать предложения с заглавной буквы, нормальным русским языком, без сленгов и других выражений. Не менее 30 символов.