КУЛЬТУРА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Важнейшие достижения науки

Конец XIX в. и начало нашего века ознаменовались многими важными открытиями в науке. Эти отвечали потребностям капиталистической промышленности. Дальнейший рост техники был возможен в основном лишь в результате прогресса научных знаний. Вместе с тем успехи в области естественных наук приводили к ломке старых представлений о мире.

Важные открытия были сделаны в области физики. В 1865 г. английский ученый Д. Максвелл проник в природу электромагнитных явлений и создал теорию электромагнитного поля. Позже она нашла подтверждение в экспериментах немецкого физика Г. Герца, а затем русского физика П. Н. Лебедева. Над вопросами практического применения электромагнитных волн долгое время работал русский исследователь А. С. Попов.

7 мая 1895 г. на заседании Русского физико-химического общества он демонстрировал созданный им прибор, явившийся первой в мире радиостанцией. Это был день рождения радио, которое в дальнейшем внедрилось в практику: стало средством связи, вошло в быт людей и в военное дело. А. С. Попов открыл новую страницу в научно-техническом развитии, стал основателем радиотехники.исследователи А. С. Попов и Мария Склодовская-Кюри

Развивая теорию электромагнитного поля, созданную Максвеллом, голландский физик Г. Лоренц и английский физик Дж. Дж. Томсон заложили основы электронной теории.

В 1895 г. немецкий ученый В. Рентген открыл особого рода излучение - икс-лучи, получившие большое практическое применение, в особенности в медицине и металлургии, и вошедшие в науку под названием рентгеновских.

В момент открытия ни Рентген, ни кто другой не знали, что эти невидимые лучи подобны световым, но только обладают гораздо меньшей длиной волны. Тогда никто также не догадывался, что они возникают при торможении быстро летящих электронов.

В 1896 г. французский физик А. Беккерель обнаружил, что уран и его соединения испускают какие-то особые невидимые лучи. Однако урановые лучи по своим свойствам отличались от икс-лучей.

И на этот раз ученые сначала не отдавали себе полного отчета в происхождении обнаруженных излучений. Было лишь ясно, что микромир подает о себе весть. Начинался новый этап в развитии физики.

Исследованием урановых лучей занялась наряду с другими учеными Мария Склодовская-Кюри. Вместе со своим мужем Пьером Кюри - крупнейшим французским физиком - она открыла естественную радиоактивность, оказалось, что атомы наиболее тяжелых химических элементов, имеющих в периодической системе порядковые номера свыше 83, беспрерывно разрушаются. Последующие исследования английского физика Э. Резер-форда, датчанина Н. Бора и других дали возможность углубить наши представления о строении атома.

Многие явления, с которыми столкнулась научная мысль, не получали объяснения с помощью классической физики. Первым шагом на пути создания новой физики явилась квантовая теория, разработанная Планком и Бором. Огромную роль в дальнейшем развитии физики сыграла теория относительности А. Эйнштейна. Альберт ЭйнштейнЭто дало основание В.И.Ленину назвать его «великим преобразователем». Теория относительности произвела переворот в науке и наряду с квантовой и электронной теорией легла в основу всей современной физики.

В области химии огромным событием было открытие русским ученым Д. И. Менделеевым периодического закона химических элементов. Последующее развитие современного учения о веществе блестяще его подтвердило.

Конец XIX в. был периодом раскрытия органического мира. Ряд русских ученых - В. О. Ковалевский, И. М. Сеченов, К. А, Тимирязев и другие творчески развивали и углубляли учения.

И. П. Павлов разработал материалистическое учение о высшей нервной деятельности животных и человека. Он доказал, что в основе их поведения лежат материальные, физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. 

Важные открытия произошли в астрономии. Достижения физики и химии привели к новым методам изучения космоса. Благодаря этому астрономия накопила множество новых сведений о движении небесных светил, о их физической природе и химическом составе, о галактиках и туманностях.

Дальнейшие исследования в области физики, астрономии, химии и биологии подтвердили представление марксизма о природе, доказали глубокую научность марксистского мировоззрения.

 

Состояние просвещения, его классовый характер

В связи с развитием техники капиталистическое производство требовало от рабочих определенных технических знаний. Поэтому вместе с техническим прогрессом буржуазия вынуждена была пойти на известное расширение народного образования. К этому же ее побуждали требования профессиональных и политических организаций рабочего класса. В начальной школе капиталистических стран занятия ведутся по очень ограниченному учебному плану и программам, которые не позволяют продолжать образование в средней, а затем и в высшей школе. В то же время создаются привилегированные учебные заведения для детей имущих классов, открывающие дорогу к высшему образованию. Поэтому в капиталистических государствах отсутствует единая система просвещения.

Школа в буржуазном государстве является орудием воспитания подрастающего поколения в духе вражды к идеям социализма и коммунизма. В качестве воспитателей на помощь буржуазии приходят служители церкви. Кроме того, наряду с государственными школами существуют частные, среди которых немалое место занимают церковные школы, в особенности в католических странах.

Школы обычно воспитывали молодежь в шовинистическом духе. Особенно рьяно это осуществлялось в немецкой школе. Посредством искажения истории доказывалось превосходство «германской расы», величие «германского гения». Уже с первыми буквами алфавита ученикам внушалось, что война неизбежна и необходима.

Для девочек, как правило, были отдельные школы с пониженными требованиями, с более ограниченной программой.

В США созданы особые школы для детей негров, которые по объему даваемых знаний стоят гораздо ниже школ для белых.

Между тем дальнейшее развитие промышленности, торговли, банковской системы требовало хорошо подготовленных служащих и специалистов. Поэтому в ряде стран появились школы, дающие необходимое профессиональное образование.

 

Империализм и усиление реакции в области идеологии

Империализм, по словам В. И. Ленина, это реакция по всей линии. После поражения Парижской коммуны реакция усилилась не только во идеологии, внутренней и внешней политике правящих классов, но и в области идеологии и культуры. Предчувствуя решающие схватки с пролетариатом, монополистическая буржуазия стремилась укрепить свое господство, полнее подчинив своему идеологическому влиянию широчайшие народные массы. Она всячески культивировала и распространяла реакционные идеи. Все делалось для отвлечения масс от революционной борьбы против капиталистического гнета.

Поскольку успехи науки ведут к распространению материалистического мировоззрения и марксизма, буржуазия стремится оживить религию, усилить религиозную пропаганду. В этих целях используется реакционная идеалистическая философия, В начале XX в. в буржуазных кругах широко пропагандировались идеи французского философа-идеалиста Анри Бергсона, утверждавшего, будто лишь с помощью интуиции человек способен познать материю, время и движение. Интуиция, учил он, инстинкт стоят выше разума и научного познания. Философия Бергсона, по существу, возвеличивала религию, мистику. Он оправдывал классовое господство и подчинение, считая его «естественным» состоянием, а захватнические войны неизбежным «законом природы». Взгляды Бергсона являются типичными для настроений значительной части империалистической буржуазии.

Наиболее реакционную и агрессивную позицию занимал другой философ-идеалист немец Фридрих Ницше. Он рассматривал мир как бессмысленную игру особых мистических сил. Мир, по его мнению, непознаваем.

Ницше был переполнен ненавистью к социализму и демократии. Его общественный идеал - строй, где «класс господ» обладает непререкаемой властью над классом рабов. «Класс господ», писал Ницше, это «сверхчеловеки», они могут попирать всякие нормы права и нравственности, им дозволено любое преступление, для них «война -высший смысл жизни». Впоследствии немецкие фашисты заимствовали у Ницше его реакционные идеи, в особенности «культ белокурого зверя».

В империалистических странах велась разнузданная шовинистическая пропаганда.

  1. Немцам твердили о праве «германской расы» господствовать над всем миром.
  2. Англичанам и североамериканцам внушали, что им присущи какие-то особые свойства «англосаксонской расы», дающие якобы основание смотреть свысока на другие народы и в особенности безжалостно эксплуатировать и попирать человеческое достоинство «цветных» - негров, индейцев, китайцев и других народов.
  3. В расистском духе старались воспитывать и французов, толкуя им об избранной «латинской расе», якобы обладающей особо утонченной культурой.
  4. Японская военщина, вынашивавшая в своих штабах бредовые планы завоевания всей Азии, убеждала подданных микадо в их «божественной миссии» руководить азиатскими народами.

Империализм и колониальную политику возвеличивал английский писатель и поэт Редьярд Киплинг. В своих повестях и стихах он рассказал о далеких странах и захватнических походах, в привлекательных и романтических тонах рисовал колониальные войны и деятельность колонизаторов. Киплинг пытался убедить читателя в мнимом превосходстве «белого человека», в якобы присущем ему призвании нести цивилизацию «цветным» народам. Литературное творчество Киплинга содействовало внедрению в сознание масс шовинистической идеи о «праве сильного». Киплинг вдохновлял, как справедливо заметил А. И. Куприн, «английских наемных солдат на грабеж, кровопролитие и насилие своими патриотическими песнями». Но наряду с произведениями, прославляющими колониальную политику, Киплинг, прекрасно знавший и чувствовавший тропическую природу, написал замечательную книгу «Джунгли», содержащую изумительное, поэтичное описание животного мира.

 

Кризис буржуазной культуры

Попытки противопоставить религиозное мировоззрение научному или совместить науку с религией и идеалистической философией, отказ от идей буржуазной демократии, переход к культу силы, шовинизму и расизму свидетельствуют о кризисе буржуазной идеологии. Этот кризис повлек за собой появление ряда течений в литературе и искусстве, известных под общим названием «декадентство» (от французского слова decadence -упадок, разложение) . В отличие от реалистов середины XIX в., со свойственными им демократическими устремлениями и верой в человека, декаденты выступали как представители антиреалистического направления, враждебного прогрессивным идеям. В произведениях многих декадентов мы находим:

  1. оправдание империалистических захватов,
  2. культ аморального «сверхчеловека»,
  3. грубой силы, п
  4. ессимизм,
  5. мистику,
  6. человеконенавистничество.

Эти элементы выражены у различных представителей декадентства в весьма многообразных сочетаниях.

Декаденты-символисты уходили от реальной действительно, заявляя что объектом изображения является мир потусторонний, воплощенный в символах. Они нередко подменяли содержание художественного произведения любованием изящной формой, отказывались от грамматических норм общенародного языка, вводили необычные слова и литературные обороты.

Футуризм, кубизм и другие течения, продолжением которых ныне является новейший абстракционизм, заменяли в искусстве образы и идеи хаосом линий, красок, какофонией звуков и слов, лишенных всякого смыслаИх творчество отрывалось от жизненной правды и от реальной действительности. Абстракционизм, часто именуемый на Западе в наши дни новым течением в искусстве, на самом деле достаточно стар. Он зародился лет семьдесят тому назад, на заре империалистической эпохи, эпохи загнивания капиталистического общества.

Характерным для представителей декадентства было упадническое настроение, неверие в силы человека, презрение к народным массам. Эти течения были далеки от народа и чужды ему. Они ориентировались на круг «избранных» эстетов, пропагандирующих культ «чистого искусства». К числу декадентов принадлежали во Франции поэт Поль Верлен, в Англии - писатель Оскар Уайльд. Они видели цель искусства в создании вымышленной красоты.

Однако страдания и нищета народных масс воздействуют и на многих представителей декадентства, накладывают отпечаток на некоторые из их произведений. Так, лейтмотивом созданного Уайльдом цикла сказок («Счастливый принц», «Звездный мальчик» и др.) является утверждение, что добро и служение людям несравненно выше и важнее красоты.

Одним из новых течений в живописи был импрессионизм. Название произошло от французского слова impression - впечатление. Импрессионисты стремились отразить в картинах первичное, непосредственное впечатление от природы. В основу своего творчества они положили принцип: «художник должен писать только то, что он видит, и так, как он видит».

Как художественное течение импрессионизм возник во Франции в борьбе с процветавшей в годы Второй империи салонной живописью. Новое течение отвергало парадные и развлекательные сюжеты. Вместо этого импрессионисты обращались к новым, непосредственно взятым из жизни темам, которые в то время не считались предметом искусства.

Наиболее видными представителями импрессионизма были:

  1. Клод Моне,
  2. Эдуард Манэ,
  3. Огюст Ренуар и
  4. Винцент Ван-Гог.

Однако, сосредоточив внимание на чисто зрительном впечатлении, импрессионисты проявили односторонность. Все многообразие окружающей действительности сводилось к непосредственному личному впечатлению художника. В произведениях импрессионистов часто отсутствует глубокое идейное содержание, большие темы социального значения редко находили отражение в их полотнах. О слабых сторонах импрессионистов писал известный русский искусствовед В. В. Стасов: «...При своих столь важных экспериментах по части колорита, краски, воздуха, светового освещения Манэ и его школа «импрессионистов» только и занималась, что своими «импрессионами» (впечатлениями), и совершенно упускала из виду то, что было гораздо важнее внешних физических впечатлений. Они забывали и человека, и его душу, и события людские, и все, все, из чего состоит и сплетается наше существование».

Множество литературных и художественных течений, типичных для конца XIX - начала XX в., говорило не о расцвете искусства, а о тех колебаниях и исканиях, которые имели место в духовной жизни общества того времени.

 

Реализм в литературе

Подлинные художники-реалисты все чаще становились выразителями протеста широких народных масс против империализма, рупором усиливающихся демократических настроений среди интеллигенции. Писатели-реалисты направляют свой талант на правдивое и смелое изображение капиталистической действительности и изобличение присущих ей пороков. Вот почему реализм второй половины XIX - начала XX в. получил название критического.

Крупнейшими представителями критического реализма на Западе являются:

  1. Ги де Мопассан,
  2. Эмиль Золя,
  3. Анатоль Франс,
  4. Ромен Роллан,
  5. Генрих Манн,
  6. Джон Голсуорси,
  7. Бернард Шоу,
  8. Марк Твен,
  9. Теодор Драйзер и другие.

Творческий путь этих писателей был различным. Однако реалистическая основа и прогрессивный характер присущи их наиболее зрелым произведениям. Они описывали новые социальные явления, осуждали:

  • подавление человеческой личности,
  • роскошь эксплуататоров и
  • нищету трудящихся масс.

Писатели резко протестовали против:

  • милитаризма и войн и
  • были едины в суровом осуждении пороков и ограниченности буржуазного общества.

Ги де Мопассан (1850-1893) в лучшую пору своего творчества создал роман «Милый друг», обличавший прогнившие политические порядки и буржуазный быт Франции в годы Третьей республики.

Эмиль Золя (1840-1902) в своей многотомной эпопее «Ругон-Маккары», в особенности в «Жерминале», выносит обвинительный приговор капитализму. В «Жерминале» не только вскрыта гнилость буржуазной системы в целом, но и показан ее могильщик - революционный пролетариат.

Анатоль Франс (1844-1924) в «Острове пингвинов» и в других произведениях и Бернард Шоу (1856-1950) в своих пьесах обрушиваются с резким сарказмом на современное им (т. е. буржуазное) общество.

Анатоль Франс - Бернард Шоу - Ромен Роллан

Роман-памфлет «Верноподданный», принадлежащий перу Генриха Манна, клеймит отталкивающие черты немецкой империалистической буржуазии.

Теодор Драйзер (1871-1945) в романах «Финансист», «Титан» и других подверг резкому осуждению «американский образ жизни», калечащий людскую душу, убивающий в ней все человеческое, воспевающий погоню за деньгами и успехом.Теодор Драйзер

Резко выступает против буржуазной действительности и другой американский писатель - Джек Лондон (1876-1916). Написанная им серия очерков «Люди бездны» представляет обличительный документ огромной силы. В романе «Железная пята» писателем разработана тема борьбы американских рабочих с капиталом. На этот раз Джек Лондон не только критикует буржуазное общество, но и намечает пути его революционного преобразования. Дается описание ожесточенной вооруженной борьбы между «железной пятой» - открытой диктатурой монополистического капитала - и рабочим классом, закончившейся его победой.

Джон Голсуорси (1867-1933) в «Саге о Форсайтах» на истории нескольких поколений убедительно показал распад буржуазной семьи, создав при этом галерею незабываемых образов.

Ромен Роллан (1866- 1944) в романе «Жан Кристоф» ставит вопрос о судьбе буржуазной культуры и общественном долге художника. Оптимизм Кола Брюньона в одноименном произведении, его идея о труде, вдохновляющем человека и вечно обновляющем жизнь, вызывали у читателя надежду на лучшее, светлое будущее.

Одно из почетных мест среди представителей критического реализма занимает Марк Твен (1835-1910). В своих романах, рассказах и памфлетах он выступал страстным, непримиримым обличителем американского империализма. В памфлете «Соединенные Линчующие Штаты» автор показывает, что расизм свойствен не только американскому Югу, но и всей системе буржуазного государства, действующей в интересах капитала. В книгах для детей «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна» Марк Твен не ограничивается увлекательным описанием похождений и проделок Тома и Гека. Он и здесь выступает в роли обличителя. Образами своих героев автор выражает протест против ханжества, лицемерия, корыстолюбия.

Крупнейшие реалисты XX в., как бы дополняя друг друга, рисуют широкое полотно жизни обреченного буржуазного общества.

В странах Востока, вопреки политике колонизаторов, направленной на подавление национальной культуры, росло стремление к ее возрождению.

На рубеже XIX-XX вв. в Индии появляется поэт и писатель Рабиндранат Тагор (1861 -1941), получивший всемирное признание. Его творчество обширно и многообразно- романы, повести, пьесы, рассказы, стихи, поэмы. В образах своих героев писатель выражал настроения индий-( кой интеллигенции, протест против произвола колонизаторов, тирании феодалов и феодально-патриархальной морали. Творчество Тагора оставило глубокий след в индийской литературе.Лу Синь Рабиндранат Тагор

Основоположником китайского реализма был Лу Синь (1881 - 1936), выступавший также как публицист и переводчик. Он возглавил новую китайскую литературу. В его наиболее значительном произведении - «Подлинная история А-Кью» - беспощадно высмеяны холопство и лицемерная мораль феодального общества. Повесть пронизана глубоким сочувствием к тяжелой жизни бедняков. Творчество Лу Синя оказало огромное влияние на развитие китайской литературы.

 

Зачатки пролетарской литературы

В период 1871-1918 гг. появляются представители прогрессивного искусства, тесно связанные с рабочим движением. Парижская коммуна выдвинула Эжена Потье, автора «Интернационала». Для лирики Потье и близких ему поэтов характерны ненависть к врагам рабочего класса, вера в силу пролетариата и его победу, неиссякаемый оптимизм.

Одним из зачинателей социалистической литературы на Западе был датский писатель Мартин Андерсен-Нексе. В своих произведениях, как например «Пелле-Завоеватель», писатель ставил большие социальные проблемы, пытаясь понять историческую миссию пролетариата.

Постепенное нарастание сил пролетариата и распространение социалистических идей способствовали созданию и развитию литературы нового типа.

 

Распространение социалистической идеологии.

Борьба Маркса, Энгельса, Ленина против всех видов оппортунизма за чистоту марксистской теории имела всемирно-историческое значение. В конце XIX - начале XX в. происходит широчайшее проникновение марксизма в массы рабочего класса. О распространении социалистических идей свидетельствуют созданные во многих странах в конце XIX в. массовые социалистические партии.

Несмотря на ожесточенное сопротивление носителей буржуазной идеологии, социалистические идеи завоевывали все новых и новых сторонников. Они привлекали к себе своей научной основой, дающей возможность не только ориентироваться в сложной, полной противоречий обстановке капиталистического общества, но и предвидеть, как будут развиваться события, увидеть контуры предстоящих поворотов истории, будущего коммунистического общества. Социалисты создали свою ежедневную прессу, культурно-просветительные организации.

В связи с усилившимся влиянием социалистического мировоззрения заметных успехов достиг научный атеизм. Все шире внедрялись научные взгляды на природу и общество.

Успехи науки во второй половине XIX и начале XX в. привели к завершению в основных чертах научной картины строения и развития мира - без бога, без вмешательства сверхъестественных сил. Развитие естествознания вело к торжеству материалистического мировоззрения.

 

Мировое значение русской науки, литературы и искусства.

Огромный вклад в развитие науки в числе других внесли выдающиеся русские ученые

  • Менделеев,
  • Тимирязев,
  • Сеченов,
  • Павлов.

Величайшим представителем химической науки был Д. И. Менделеев. Труд Д. И. Менделеева «Основы химии» был переведен почти на все европейские языки, выдержал много изданий.

К. А. Тимирязев в области эволюционного учения.

Убежденный материалист И. И. Мечников, вынужденный из-за преследований царского правительства покинуть Россию, возглавил одну из лабораторий всемирно известного Пастеровского института. Он прославился замечательными работами об иммунитете. Еще более значительной была в развитии науки роль И. П. Павлова.

Русская культура конца XIX - начала XX в. дала миру замечательные сокровища.

Россия в то время быстро шла к революции. Происходивший в стране общедемократический подъем создал поразительно благоприятную почву для расцвета литературы и искусства, отстаивающих народные интересы. Русская культура прониклась пафосом борьбы за свободу, разум и счастье для всех людей без различия расы, языка и веры. Все лучшее в русской литературе и искусстве, развивавшееся в связи с революционной борьбой, оказало могучее влияние далеко за пределами нашей Родины.

На эту связь русской революции и передовой русской культуры обратил внимание В. И. Ленин, давая оценку творчеству Льва Толстого. «Его мировое значение, как художника, его мировая известность, как мыслителя и проповедника, и то и другое отражает, по-своему, мировое значение русской революции» (В. И. Ленин, Сочинения, т. 16, стр. 293).

Передовые писатели Европы и Америки единодушно признавали ведущую роль русской литературы. Ромен Роллан в своем обращении к немецким писателям говорил: «Кто как не русские писатели были нашими руководителями». Анатоль Франс писал: «Толстой - наш общий учитель».

  • Тургенев,
  • Достоевский,
  • Чехов и другие русские писатели

также оказали огромное влияние на творчество ряда представителей западной литературы. Бернард Шоу черпал вдохновение в произведениях Чехова.

Рождение новой, пролетарской литературы связано с именем Горького - основоположника социалистического реализма. Наряду с изображением бурного политического развития России Горький показал революционное развитие личности, превращение рядового труженика в сознательного борца. Горьким впервые был создан высокохудожественный образ рабочего, борющегося под руководством марксистско-ленинской партии против царизма и капитализма. Появление в литературе революционного пролетария обогащало мировую литературу новыми художественными принципами.

Русский театр был украшением русской культуры. С его сцены раздавалось взволнованное, согретое огнем вдохновения, передовое слово, зовущее к преобразованию мира.

Могучего расцвета достигла реалистическая живопись, представленная знаменитыми передвижниками, проникнутая демократическими идеями. Вне связи с народными массами, вне служения идеям народно-освободительной борьбы не мыслилось искусство передовыми русскими мастерами. Эта же эпоха дала миру

  • Репина,
  • Сурикова,
  • Перова,
  • Крамского,
  • Васнецова и других.

В отличие от импрессионистов русские художники нашли в обстановке предреволюционной России и большие общественные темы, и подлинно народное содержание.

Конец XIX в. и начало XX в. были периодом всемирного признания русской музыки, представленной такими талантами, как

  • Чайковский,
  • Римский-Корсаков,
  • Мусоргский и другие.

 

Ленинизм - высшее достижение мировой культуры

К началу XX в. в Россию переместился центр международного революционного движения. Россия становится источником передовых общественных идей.

Вполне закономерно, что после смерти Маркса и Энгельса именно в России марксизм получил дальнейшее творческое развитие в гениальных трудах В. И. Ленина.

Опираясь на всемирно-исторический опыт революционного движения эпохи империализма, В. И. Ленин развил применительно к изменившимся условиям великое учение Маркса. Труды В. И. Ленина представляют величайший вклад в науку. В них разработаны и подняты на небывалую высоту важнейшие проблемы

  • научного коммунизма,
  • философии,
  • политической экономии.

Они являют пример творческого марксизма. Учение Маркса и Ленина составляет высшее достижение человеческой мысли.

Первая мировая война углубила кризис буржуазной культуры. У миллионов людей порожденная капитализмом кровавая бойня и хозяйственная разруха подрывали веру в разумность капиталистических порядков. Под влиянием измены руководителей II Интернационала и его краха сознательные рабочие стали отходить от реформизма.

Победа Великой Октябрьской социалистической революции усилила проникновение идей марксизма-ленинизма в широчайшие народные массы и в передовую культуру.

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Начинать предложения с заглавной буквы, нормальным русским языком, без сленгов и других выражений. Не менее 30 символов.


Today 22.03.2017 20:53:24
✔20-03-1988г - Эритрея - война за независимость.

Наверх

История Мира 2013 - 2017 .:: Hist-World.com .:: support@hist-world.com

История России, Мира - от древнейших времен до наших дней. История - под правильным и социальным взглядом. Без прозападных толкований и новомодных влияний, только факты и взвешенный подход.