Расцвет искусства в Италии.
1. Италия родина Возрождения
Раньше всего культура Возрождения стала развиваться в Италии. Это объясняется тем, что в богатых итальянских городах уже в XIV веке возникали первые мануфактуры, зарождалась буржуазия.
На важном торговом пути из Рима к Альпам находился большой и красивый город Флоренция. Улицы города оглашались шумом суконных мастерских. Конторы ростовщиков посещало множество людей. Флорентийские богачи давали в долг большие суммы денег не только купцам и феодалам, но даже папам и королям.
Флоренция стала культурным центром Италии. Прославленные художники, скульпторы, архитекторы обучали здесь своему искусству талантливых юношей. Славились замечательными мастерами также Рим, Милан, Венеция.
Но Италия была в то время раздробленной и слабой страной. В начале XVI века она стала добычей чужеземных захватчиков - испанцев и французов. Иностранные армии опустошали цветущую страну. Поэтому расцвет искусства в Италии был кратковременным.
2. Леонардо да Винчи.
Одним из наиболее великих деятелей итальянского Возрождения был флорентиец Леонардо да Винчи (1452-1519). Отец его был зажиточным горожанином, мать - простой крестьянкой. Леонардо да Винчи был очень разносторонним человеком: гениальным художником и учёным, инженером-изобретателем, архитектором и скульптором, музыкантом и поэтом.
Леонардо да Винчи с детства воспитал в себе неутомимое трудолюбие. Трудности не могли сломить его - они рождали в нём лишь новые силы. Своим ученикам он говорил: «Счастье приходит к тому, кто много трудится».
В картинах Леонардо да Винчи отражена жизнь, которую любил и изучал художник. Он подолгу бродил по улицам и площадям, делая зарисовки с натуры. Его привлекали люди в минуты радости или горя, когда их жесты и лица особенно выразительны. Рискуя навлечь на себя гнев инквизиции, великий художник тайно вскрывал трупы; он старался понять строение человеческого тела, чтобы правдиво изображать его, на картинах. Леонардо да Винчи достиг высокого мастерства в передаче неуловимых переходов от света к тени. Это особенно приближало изображение к действительности.
Леонардо да Винчи как художника больше всего интересовал человек и его переживания. Всему миру известна картина Леонардо «Джоконда» - портрет молодой женщины. Художник сумел передать не только внешнее сходство, но и характер, настроение женщины. Лицо, руки, вся фигура нарисованы с таким мастерством, что кажутся живыми.
Джоконда Леонардо да Винчи.
С полотна на нас смотрит спокойное, задумчивое лицо молодой женщины, тронутое чуть заметной улыбкой. Когда в него всматриваешься, оно как бы на глазах меняет своё выражение. Глаза женщины внимательны и пытливы. Она изображена на фоне природы. Пейзаж с большой силой передаёт глубину пространства, наполненного светом.
Леонардо да Винчи был и великим учёным. В своих открытиях он на несколько столетий опередил современников. Научные выводы Леонардо да Винчи строил на наблюдении и опыте. «Мудрость - дочь опыта»,- любил говорить учёный. Он мечтал с помощью науки облегчить труд человека. Современники высоко ценили его как инженера: по его проекту был построен большой канал, снабжавший Милан питьевой водой.
Листы записных книжек Леонардо да Винчи испещрены чертежами и проектами. Здесь и металлорежущие и ткацкие станки, и прялка, и землечерпалка. Леонардо да Винчи разрабатывал устройство парашюта и вертолёта.
Леонардо да Винчи выступал против учения церкви. За это духовенство преследовало его. Всю жизнь он скитался и умер на чужбине, во Франции.
Великим деятелем Возрождения был Микеланд-
3. Микеланджело
Микеланджело (1475-1564) - скульптор, художник, архитектор, военный инженер и поэт.
Горячий патриот, Микеланджело тяжело переживал бедствия, постигшие Италию в начале XVI века. В статуях и картинах отразилась его мечта о человеке - борце, о герое, способном на жертвы ради спасения родины. Он изображал людей с могучим телом и сильной волей.
Из огромной глыбы мрамора скульптор высек статую «Давид» высотой 5,5 метра. Современники прозвали эту статую «Гигантом». Скульптор изобразил легендарного юношу-пастуха, который вышел на поединок с грозным великаном и уложил его метким ударом камня.
«Давид» был установлен на центральной площади Флоренции и считался с тех пор покровителем города.
Давид показан в момент, когда все силы его собраны, вся воля напряжена перед решающей схваткой. Правой рукой юноша сжимает конец пращи, висящей на его спине, левой нащупывает зажатый в ней камень. Несмотря на внешнее спокойствие, в фигуре юноши чувствуется огромное внутреннее напряжение. Кажется, что сейчас левая рука выпустит камень, правая рванёт пращу, закружит её в воздухе, и нехитрый снаряд полетит, чтобы насмерть поразить врага.
Микеланджело принял участие в сооружении собора св. Петра в Риме. Этот собор в течение нескольких десятилетий строили самые знаменитые итальянские архитекторы. Микеланджело разработал проект главной части храма - его огромного купола. Храм св. Петра является лучшим образцом архитектуры Возрождения.
В творчестве Микеланджело проявились лучшие черты культуры Возрождения: прославление силы и мужества человека, вера в его разум.
4 Рафаэль.
Одним из величайших художников Возрождения Рафаэль (1483-1520). Он стремился изобразить человека, в котором всё прекрасно: красивое тело, развитой ум, добрый характер.
В молодости Рафаэль жил и работал во Флоренции, где создал многие из своих лучших картин. Вскоре его пригласили в Рим. Здесь Рафаэль писал портреты, руководил постройкой собора св. Петра, проводил археологические раскопки.
Сохранилось много картин Рафаэля с изображением мадонн. Но мадонны Рафаэля - не иконы. Художник рисовал женщину -мать, нежно любящую своё дитя.
Самая знаменитая из картин Рафаэля - «Сикстинская мадонна», написанная художником для монастыря св. Сикета в одном из небольших итальянских городов. Это гениальное произведение полно огромной любви к людям .
Рафаэль. По облаку босыми ногами ступает высокая, стройная женщина. У неё прекрасное, вдохновенное лицо. В широко раскрытых глазах светятся мягкость и доброта и в то же время печаль, тревога за судьбу сына. Она несёт его людям, с любовью прижимая к себе.
Искусство Возрождения резко отливается от церковного искусства своим интересом к человеку.
- < Культура Европы в конце xv-первой половине xvii века - культура Возрождения
- Борьба между наукой и церковью 15-17вв >
» Начинать предложения с заглавной буквы, нормальным русским языком, без сленгов и других выражений. Не менее 30 символов.