Искусство и литература в средние века.

1. Архитектура

В XII веке в городах Западной Европы, освободившихся от власти сеньоров, началось большое строительство. Гордостью горожан и главным украшением города был собор, который строили десятки, а иногда сотни летСтатуи у западного входа в Реймский собор.

Соборы XII-XV веков кажутся лёгкими и как бы прозрачными от множества огромных окон. Они точно сотканы из каменных кружев. Крутые крыши, заострённые кверху окна и двери, высокие башни - всё создаёт впечатление стремительного порыва ввысь. Высота башен самых больших соборов достигает 156 метров, превышая египетские пирамиды.

Собор в Реймсе во ФранцииСобор в Реймсе во Франции (внешний вид). Строился более ста лет (XIII - XIV века) (внешний вид).

Строился более ста лет (XIII - XIV века). Спереди имеет три входа в виде стрельчатых, остроконечных арок. В центре - розетк-а с цветными стёклами. По обе стороны от неё - два больших парных окна, они также заканчиваются стрельчатыми арками. Собор увенчивают две башни-колокольни с удлинёнными окнами; башни служили и дозорными вышками города. У входа и в верхней части здания множество статуй.

 

Каждый с трепетом шёл из своей убогой и тесной лачуги в высокий, просторный каменный храм. Через цветные стёкла окон в помещение лился мягкий свет, создавая таинственный полумрак.

Долгое время собор был единственным большим зданием в городе. В нём не только проводилась церковная служба, но и устраивались собрания горожан, театральные представления, подписывались соглашения между государствами.

Горожане строили и красивые ратуши; их башни нередко были выше, чем колокольни соборов.

Городские здания поражают своей красотой и сложным устройствомСобор в Реймсе во Франции внутренний вид. В сооружении соборов и ратуш принимало участие много ремесленников: каменщики, плотники, стекольщики. А. М. Горький писал: «Маленькие люди были великими мастерами - вот что говорят нам величественные храмы в старинных городах Европы».

 

2. Скульптура и живопись в средние века 

Скульптура в средние века была не отделима от  церковного строительства. Соборы украшались множеством статуи святых, епископов, королей.

Стены соборов были расписаны картинами, изображавшими муки грешников в аду. Они должны были предостерегать верующих. Со стен на молящихся смотрели суровые, измождённые лица святых. Средневековые живописцы рисовали с большими, устремлёнными вверх глазами.

Художники не наблюдали природу и не изучали человеческое тело - это запрещало вера. Свои картины они рисовали по образцам, установленным церковью. Отдалённые и близкие предметы живописцы изображали одинаковыми по размерам, и никогда не использовали теньМаданно - мать Христа - итальяский художник среднии века

 

3. Жонглёры.

Народ создавал и свою, народную культуру.

В сёлах, на улицах городов и рыночных площадях часто выступали бродячие артисты - жонглёры. Они водили за собой медведей и обезьян, показывали фокусы и акробатические номера, а также разыгрывали небольшие пьески и пели песни. Без жонглёров не обходилась ни одна деревенская свадьба или ярмарка. Они сочиняли басни и рассказы, в которых едко высмеивали служителей церкви и феодалов. В хронике рассказывается, что один жонглёр, одев двух обезьян в доспехи и посадив их верхом на собак, разыгрывал рыцарский турнир. У простого народа эта злая насмешка над военными играми феодалов вызывала-шумное одобрение.

Юмор и дерзкие шутки жонглёров не нравились господам. Церковь жестоко преследовала и изгоняла бродячих артистов. Она разрешала безнаказанно убивать их и запрещала хоронить на кладбищах.

 

4. Литература горожан средних веков.

К XIII веку в городах стали возникать литературные произведения. Горожане любили короткие смешные рассказы в стихах. Их героями чаще всего были ловкий, хитрый горожанин или весёлый, находчивый крестьянин. Они неизменно оставляли в дураках своих противников - чванливых рыцарей и жадных монахов. В течение многих десятилетий в городах Франции из басен и сказок слагалась поэма «Роман о Лисе». Под видом зверей в поэме показаны ленивый крупный феодал - Медведь, глупый служитель церкви - Осёл, злой, рыщущий в поисках добычи рыцарь - Волк, умный, находчивый горожанин - Лис. В борьбе с Волком Лис неизменно выходит победителем. Но когда он начинает притеснять бедняков, показанных в поэме под видом Петуха, Зайца, Улитки, хищник Лис сам попадает в затруднительное положение. В народном творчестве выражался протест трудящихся против гнёта феодалов и католической церкви.

 

ДОКУМЕНТ  - Отрывок из „Романа о Лисе", в котором Лис рассказывает о своих проделках над Волком (Изегрим - имя Волка). 

  • Был мной обманут Изегрим,
  • Теперь уж он непримирим.
  • В доверье втёрся я к нему,
  • Но скоро в злую кутерьму
  • Хитро ввёл друга своего:
  • Монахом сделал я его;
  • И убедил его со зла
  • Во всю звонить в колокола;
  • Коварный удался мой ков:
  • Священник с сотней мужиков
  • Приспели все давай орать
  • Да бить,- едва успел удрать.
  • Потом его же на пруду
  • Сидеть заставил я на льду,
  • Чтоб рыбы наловил хвостом,
  • А утром шёл мужик с шестом,
  • И так, господь меня прости,
  • Досталось тут его шерсти!
  • Совет ему же мной был дан
  • Такой, что он попал в капкан, 
  • И признаю свою вину,
  • Страдал неделю он в плену,
  • И так капкан его зажал,
  • Что он без лапы убежал.

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Начинать предложения с заглавной буквы, нормальным русским языком, без сленгов и других выражений. Не менее 30 символов.


Today 27.04.2017 20:42:47
✔26-04-1828г - Россия объявляет войну Турции в поддержку независимости Греции

Наверх

История Мира 2013 - 2017 .:: Hist-World.com .:: support@hist-world.com

История России, Мира - от древнейших времен до наших дней. История - под правильным и социальным взглядом. Без прозападных толкований и новомодных влияний, только факты и взвешенный подход.