Живопись. Скульптура. Театр
1. Развитие русского искусства в других областях.
Живопись. В середине XVIII в. и второй его половине успешно развивались и другие виды искусства. В курсе русской литературы вы узнаете о появлении новых поэтов и писателей. Об одном из самых замечательных из них - Александре Радищеве вы прочтете в следующем параграфе. Значительное развитие наблюдалось и в русское живописи. Особенно выросло мастерство портрета.
Портретная живопись раньше была скована религиозным влиянием иконописи. Портретное сходство с живым человеком достигалось слабо и считалось греховным. Но время брало свое, и теперь появились мастера, которые сумели пробить дорогу реалистическому изображению.
2. Художник Д. Г. Левицкий
XVIII в. Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822) был крупнейшим русским портретистом.
Как и многие великие художники того времени, он рисовал портреты вельмож. Знаменитый портрет П. Демидова,в котором воссоздан образ богатого человека.
Богача вельможи, занятого своим любимым развлечением - разведением редких растений. Накинув на шелковый костюм богатый атласный халат, вельможа опирается на садовую лейку и с довольным выражением лица показывает рукой зрителю любимые редкостные кустики, только что расцветшие. Около лейки луковица тюльпана и небрежно отодвинутая раскрытая книга, вероятно трактат по ботанике. Это уже не обычный парадный портрет, тут хозяин дан со множеством индивидуальных черт. Две торжественные колонны заднего плана и виднеющийся в перспективе дворец напоминают о важности и богатстве хозяина.
Кроме парадных портретов представителей знати и самой императрицы Екатерины II, Левицкий с вдохновением писал портреты близких ему людей - дочери Агаши в русском народном костюме, отца.
С большой теплотой и выразительностью художник написал портрет Н. И. Новикова - знаменитого русского просветителя, издателя популярных тогда сатирических журналов, в которых подвергались критике и осмеянию крепостнические порядки, произвол и самодурство помещиков. (См. цветную иллюстрацию 6.)
В творчестве Д. Г. Левицкого шла борьба между условной парадностью дворянского искусства и реалистическими вкусами правдивого мастера кисти, стремящегося к точному и верному воспроизведению действительных черт натуры.
Левицкий обладал большим чувством композиции: он знал, что поставить в центр, чему дать подчиненное значение, он умел уловить характерный жест человека, поворот головы, выражение лица. Он замечательно владел всей палитрой красок и умело сочетал их, был мастером колорита, как говорят художники. Много лет он преподавал в Академии художеств, руководя портретным классом.
3. В. Л. Боровиковский, И. П. Аргунов.
Учеником Левицкого был выдающийся русский художник-портретист Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825). Родом он с Украины, сын казака. Живопись была у них семейной традицией. Талантливый юноша сумел отойти от церковной живописи, которая некоторое время держала его в плену, и стать на путь реалистического искусства. Он писал парадные портреты вельмож (см. цветную иллюстрацию 7), но не это было основным в его творчестве. Он стремился изобразить человека в простой, будничной обстановке, ловил его простое, естественное выражение. Даже царицу Екатерину II он изобразил в домашнем платье, во время ее ежедневной прогулки с собачкой по саду.
Хотя поэт Г. Р. Державин нарисован им в парадном мундире со звездой и орденами, у него совсем не торжественное, а простое выражение лица; груда рукописей на столе и ряды книг, из которых часть только что вынута для работы, говорят не о его вельможной жизни, а о повседневном труде. Художник имел пристрастие к идиллическим сюжетам, тихим, сентиментальным настроениям, мягкому, нежному колориту.
Художники Аргуновы - это целая семья талантливых русских мастеров из крепостных крестьян графов Шереметевых. Особенно знаменит Иван Петрович Аргунов (1727- 1802). И ему пришлось писать парадные портреты тогдашней знати и даже самой царицы Екатерины II. Он обнаружил тут незаурядное мастерство, выписывая вельможные лица, кружевные воротники, шелк, атлас и бархат одежды. Но портреты простых русских людей, передача их чувств, их внутреннего мира были его призванием.
Знаменита его «Девушка в кокошнике» - портрет крепостной крестьянки. В портрете художнику дорог сам человек, а не окружающие его предметы. Простота и достоинство русской женщины глядят на нас с полотна Аргунова. Он нарисовал не крепостную, подневольную рабыню, а красивую, гордую женщину. Высокий кокошник и крупные красные бусы оттеняют ее красоту, но не в них дело, а в ее спокойном, полном достоинства выражении, во взгляде умных и зорких глаз. (См. цветную иллюстрацию 8.)
4. Русская скульптура. Ф. И. Шубин.
Развитие русской скульптуры шло примерно по тем же путям, что и развитие русской живописи. От парадной торжественности вельможного дворянского мира искусство шло к реальной жизни, правдивой простоте и изображению внутреннего мира героя. Представителем этого вида искусства в скульптуре был гениальный русский скульптор Федот Иванович Шубин (1740-1805). Родом он был из «черносошных» крестьян Архангельской губернии, из того же края, откуда вышел и М. В. Ломоносов. Мальчиком Шубин был умелым резчиком по кости - это искусство с давних пор процветало на Севере. В девятнадцатилетнем возрасте он с рыбным обозом, подобно Ломоносову, прибыл в Петербург, и его великий земляк помог ему сначала устроиться дворцовым истопником, а потом - учеником в Академию художеств, тогда только что открывшуюся.
Окончив Академию, Шубин совершенствовался в Париже и Риме. Уже первые его работы завоевывают ему славу и приносят множество заказов.
Шубин - мастер портретных бюстов, большей частью выполненных в мраморе, но также автор и многих статуй для дворцов русской знати. Удивительно мастерство Шубина в передаче характерных свойств человека в скульптурном портрете. Шубин - один из величайших психологов в мировой скульптуре того времени. Он изобразил Ломоносова без официально принятого парика и парадного костюма, с ясным, вдумчивым и острым взглядом ученого, с простой улыбкой. В бюсте царя Павла I он смело изобразил черты трусливого и подозрительного деспота. Знамениты работы Шубина - его бюсты П. Румянцева, А. Безбородко и множество других.
Творчество Шубина было слишком смелым для вельможных кругов крепостной эпохи.
В последние годы жизни самая страшная беда - слепота поразила художника. Пожар уничтожил мастерскую Шубина со всем, что было им начато. Гениальный скульптор умер в материальных заботах и лишениях.
5. Русский театр. Ф. Г. Волков.
Богатые помещики заводили в своих имениях театры, в которых играли крепостные актеры. Прекрасный театр был устроен графом Шереметевым в подмосковном дворце Останкино. И строителями дворца и актерами, театра были крепостные. Их высокое искусство поражало современников.
В середине XVIII в. был основан первый русский постоянный публичный театр. Его создание связано с именем выдающегося русского актера Федора Григорьевича Волкова (1729-1763), которого недаром называют «отцом русского театра».
Родился Волков в простой и небогатой купеческой семье, в городе Костроме. Потом он поселился в Ярославле, где и развернул свою замечательную деятельность.
В 1750 г. он основал в Ярославле публичный театр. Слава об этом театре достигла столицы, артистов вызвали в Петербург. К придворным требованиям они не подошли. Много мытарств испытали артисты, пока наконец правительство издало указ об учреждении в 1756 г. в Петербурге «Русского для представления трагедий и комедий театра».
Руководителем театра сначала был писатель Сумароков, а потом стал Волков. Красивый, с живым, открытым лицом и прекрасным голосом, Волкоз завоевал широкую славу исполнением трагических ролей. Нередко он выступал в трагедиях, где играл роль борца против тирании. Он сыграл множество героических ролей. Современники вспоминали, что Волков и в комедиях выступал с большим успехом. Талант его как актера был поистине многогранен.
Основатель первого публичного профессионального театра, Волков был человеком выдающегося ума и демократических убеждений. Поэт Фонвизин считал, что Волков мог бы быть «человеком государственным». Кипучая и плодотворная жизнь актера рано оборвалась: он умер в возрасте всего около 34 лет, простудившись во время маскарадного представления.
Влияние Волкова на последующее развитие театра в России было огромно. Волков занимает почетное место в истории русской культуры.
- < Развитие русского искусства, архитектура -середина и конец XVIII в
- Первый призыв к борьбе против крепостничества - А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» >
» Начинать предложения с заглавной буквы, нормальным русским языком, без сленгов и других выражений. Не менее 30 символов.