Угнетение украинского и белорусского народов польскими феодалами - Запорожская Сечь

 

1. Украина и Белоруссия под гнетом польских панов.

Мы знаем, что в IX-XII вв. земли Украины и Белоруссии входили в древнерусское государство. Город Киев (теперешняя столица Украины)-один из старейших городов древней Руси.

В XIII в. значительную часть Украины завоевали монголо-татары. На жителей легло тяжелое иго татарских ханов. Другая часть Украины и вся Белоруссия были захвачены литовскими феодалами. В 1569 г. Литва заключила унию с Польшей- образовалось Польско-Литовское государство. Украина и Белоруссия оказались под его гнетом. Польские и литовские паны жестоко угнетали и своих, польских и литовских, крестьян.

На Украине и в Белоруссии в то время были и свои крупные украинские и белорусские помещики. Польские паны быстро сумели с ними столковаться.

Польские паны хозяйничали в чужой стране, как у себя дома.князь Иеремия Вишневецкий

Портрет: князь Иеремия Вишневецкий:

Вот раскинулась перед нами утопающая в зелени Полтава. За ней на десятки километров кругом лежат украинские села. Мелькают белые хаты в листве тополей, вишневые сады в цвету, мельницы, зеленеющие пашни. Чья это земля? Это все земля панов Вишневецких. И села, и поля, и мельницы, и пруды, и реки - вся Полтавщина принадлежит им. Она даже так и называется - «Вишневетчиной». Одних мельниц у панов Вишневецких 423. Им принадлежат украинские крестьяне почти всей Полтавщины. А город Полтава чей? И город Полтава принадлежит панам Вишневецким, и Лубны, и Ромны, и Золотоноша - всего 53 города и села. Здесь торгуют их агенты - купцы, тут берутся пошлины в пользу панов Вишневецких с украинских ремесленников и мещан. Паны творят и суд, и расправу, жаловаться на них некому.

В каждом селе на рыночной площади стоит виселица - тут вешают непокорных крестьян по приказу пана Вишневецкого. А в других местах Украины владеют землями паны Потоцкие, Конецпольские. Паны зовут украинских крестьян «холопами» и «быдлом». Слово «быдло» значит по-русски «скот».

Можно было увидеть в украинских деревнях крестьян с отрезанными носами или ушами. Или на лбу у крестьянина раскаленным железом выжжено клеймо - изображение виселицы. Все это сделано по приказу пана: польский закон разрешал ему отрезать у крестьянина в наказание уши и нос, клеймить лицо. Разрешалось даже предавать крестьянина смертной казни.

Гнет панской Польши тяготел и над городами. Польские чиновники притесняли трудовую ремесленную бедноту, брали тяжелые налоги, подвергали ее наказаниям и издевательствам. Польский купец перебивал торговлю украинского мещанина (горожанина).

Тяжел был и национальный гнет польских панов. Они издевались над языком, над обычаями украинского и белорусского населения.

Сказывалось и то, что украинские и белорусские крестьяне и горожане были православными, а польские паны - католиками. Разница религий порождала религиозный гнет: насильственное насаждение католичества, преследование сторонников православной веры и т. н.

Украинское и белорусское население не хотело терпеть свое тяжелое положение. Крестьяне и горожане восставали. И в XVI в., и в первой половине XVII. в. на Украине и в

Белоруссии вспыхивали восстания против польских помещиков и чиновников.

Крупной силой, боровшейся с панской Польшей на Украине, было днепровское казачество - Запорожская Сечь.

 

2. Казаки на Украине и Запорожская Сечь.

Крепостные крестьяне часто бежали от помещичьего угнетения на окраины и становились вольными людьми - казаками. Они селились в южных украинских землях, где тогда еще не было помещиков. Но вскоре и там польско-литовские феодалы стали захватывать земли, превращая казаков в своих крепостных.

Более зажиточных казаков польское правительство записывало в особые списки - реестры - и пыталось использовать для защиты пограничных польских земель и для войны с другими государствами. Реестровые казаки получали от короля жалованье и часто жили в городах. Наиболее богатые из них сами превращались в помещиков.

Историко-культурный комплекс «Запорожская Сечь», нац. заповедника «Хортица» (реконструкция):Историко-культурный комплекс «Запорожская Сечь», нац. заповедника «Хортица» (реконструкция)

Однако большую часть казаков составляла беднота, или, как ее часто называли, голытьба.

При всем различии интересов реестровых казаков и голытьбы их объединяло стремление к независимости и свободе. В борьбе против гнета польских феодалов они часто выступали вместе.

От закрепощения казаки бежали дальше на юг. Здесь, на островах Нижнего Днепра, возникла Запорожская Сечь. Сечь расположена была за днепровскими порогами и потому называлась Запорожской. Для защиты от нападения врагов днепровские казаки рубили засеки и окружали свои лагеря оградой из срубленных деревьев (отсюда и название - Сечь).

Здесь и скрывались беглецы от крепостной неволи, от помещичьего и панского гнета, от угнетения царских и королевских чиновников. Кого только не было в Запорожской Сечи! Сюда приходили украинские и белорусские крестьяне, бежавшие из панских имений. Толпами шли сюда и русские крестьяне, спасавшиеся от боярского и дворянского гнета и от царских воевод. Всех принимала к себе в казаки Запорожская Сечь.

Запорожские казаки промышляли охотой, рыболовством. Хлеба они не сеяли - покупали у соседей. Походы за военной добычей казаки совершали чаще всего в турецкие владения: все нижнее течение Днепра, Крым и причерноморские степи в то время были захвачены Турцией. Казаки спускались туда на больших лодках и забирали военную добычу. Казаки защищали южные границы страны от опустошительных набегов крымских татар и турок, являлись заслоном на пути врага в глубь украинских и русских земель. О бесстрашии и боевой удали казаков народ сложил много сказаний и песен.

Казаки были силой, враждебной польскому панству. Много раз восставали они против владычества, польских феодалов.

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Начинать предложения с заглавной буквы, нормальным русским языком, без сленгов и других выражений. Не менее 30 символов.


Today 26.05.2017 09:33:05

No events today...

Наверх

История Мира 2013 - 2017 .:: Hist-World.com .:: support@hist-world.com

История России, Мира - от древнейших времен до наших дней. История - под правильным и социальным взглядом. Без прозападных толкований и новомодных влияний, только факты и взвешенный подход.