Развитие культуры в XIV-XVI веках в Российском государстве

1. Москва - центр русской культуры.

В XIV-XVI вв. центром русской культуры стала Москва. Уже в конце XIV в. в Москве насчитывались тысячи домов. Среди них особенно выделялись обширные хоромы великого князя, дома бояр, дворян, высшего духовенства. Схема роста кремлевского кремляЧастью они располагались в Кремле, частью вокруг него и далее в подмосковных селах. Между княжескими и боярскими домами лежали пастбища, пашни, луга. Среди городских поселений кое-где еще были остатки когда-то густого подмосковного бора.

Дома посадских людей вокруг Кремля стояли тесно. ,До сих пор названия московских улиц и переулков напоминают нам о живших здесь когда-то ремесленниках: Бронная, Кузнецкая, Котельническая улицы, Хлебный, Скатертный переулки. Они напоминают нам о старинных оружейниках (мастерах по броне), кузнецах, котельных мастерах, хлебопеках и других умельцах.

Улицы и переулки узкие. Дома деревянные, бревенчатые. Начнется пожар в одном доме, не уберегутся и соседи. Побежит огонь от одного к другому - и выгорит полМосквы. Тысячи людей оставались без крова..

Но город быстро отстраивался вновь. Ведь это была столица растущего государства. К началу XV в. черта города охватывала обширную территорию - внутри нынешнего кольца бульваров. В XVI в. город располагался уже в границах современного Садового кольца, окружность которого превышает 15 км.

Население Москвы достигло 100 тысяч человек.

Особенно красив был Кремль. При Дмитрии Донском его обнесли стеной из белого камня. С тех пор и пошло сохранившееся в веках название- Москва белокаменная.Схема роста Москвы

При Иване III Кремль был перестроен заново. На этот раз стены, окружавшие его, были из красного кирпича. Толщина их доходила до пяти метров, высота - до семнадцати. На каждой стороне Кремля семь башен (считая угловые), а всего - восемнадцать. Каждая из них представляла собой как бы самостоятельную крепость. С небольшими изменениями эти стены и башни сохранились до наших дней.

Внутри Кремля возвышались прекрасные храмы и дворцы. Кремль был не только сильнейшей крепостью того времени, он олицетворял единство и силу Российского государства.

В Москве жили замечательные народные умельцы, живописцы, зодчие. Их творения и сейчас поражают нас своей красотой.

 

 

2. Андрей Рублев.

Крупнейший русский художник конца XIV - начала XV в. - Андрей РублевРублевым иконописное произведение «Троица». Вместе с другими живописцами он расписал старый Благовещенский собор в Московском Кремле, Успенский собор во Владимире.

Особенно знаменито созданное Рублевым иконописное произведение «Троица».

 

Содержание картины религиозное, но здесь мы видим не бестелесные, удлиненные фигуры средневековых ангелов, а живых людей. Перед нами трое прекрасных юношей. Они ведут беседу: один что-то с радостью говорит, другие слушают и в знак согласия наклонили головы. На столе стоит чаша с питьем.

И краски у Рублева новые: яркие, радостные, сочные - синяя, красная, темно-вишневая.

Во всем здесь ощущается любовь к человеку, стремление правдиво передать его подлинные чувства. Это роднит Рублева с выдающимися западноевропейскими художниками эпохи Возрождения.

 

3. Русские зодчие.

Знамениты многие памятники архитектуры, созданные русскими мастерами XV - XVI вв. Вы уже знаете о воздвигнутых при Иване III Успенском соборе в Московском Кремле, Грановитой палате.Колокольня Ивана Великого в Московском Кремле

В XVI в. русские мастера по приказу Ивана Грозного построили замечательный храм Василия Блаженного, украшающий и ныне Красную площадь Москвы. (См. цветную иллюстрацию 3.) Он был воздвигнут в честь завоевания Казани.

Храм Василия Блаженного представляет собой соединение девяти высоких храмов-башен, увенчанных куполами; все они связаны между собой внутренними сводчатыми переходами и окружены обходной галереей. Ни один рисунок купола не повторяет другой: все они разные, затейливые, узорчатые. Купола сливаются в одно целое неповторимой,

радостной, живописной красоты. Храм вызывает общее восхищение.

Знаменитым русским строителем был Федор Конь, мастер крепостных сооружений. Он выстроил в Москве стены и каменные башни «Белого города». Окружая центральную часть Москвы, стены превращали ее в крепость. Он же руководил постройкой мощных стен и башен города Смоленска. Шесть тысяч строительных рабочих трудились над этим знаменитым сооружением.

В самом конце XVI в. надстроили до высоты 82 м колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. Строгая, величавая, удивительно легкая на вид, она до сих пор поражает своей красотой. Она была и колокольней, иЦерковь Вознесения в Коломенском сторожевой башней. Дозорные следили с ее высоты, не приближаются ли враги к Москве.

В XVI в. в архитектурных сооружениях широко распространился шатровый стиль, который первоначально сложился в деревянном зодчестве на севере Руси в XIV-XV вв.

Памятником шатрового стиля является храм Вознесения в селе Коломенском (под Москвой). Здание храма возвышается на крутом берегу Москвы-реки и покоится на высоком основании с живописными лестницами и галереями. Храм увенчан устремленным к небу шатром. Шатром в архитектуре называют покрытие башен, храмов, напоминающее собой четырехгранную или восьмигранную пирамиду.

 

4. Пушечный мастер Андрей Чохов.

Дальнейшее развитие получило и мастерство русских литейщиков. Знаменит литейщик XVI в. Андрей Чохов, работавший на московском Пушечном дворе. Его пушки отливались каждая в особой форме по восковой модели и отличались высокими боевыми качествами.

Он отлил много боевых лушек для русских войск. Каждая пушка получала свое имя: Медведь, Волк, Лисица, Ахиллес. Особо знаменита его Царь-пушка, доныне стоящая в Московском Кремле. Вес ее - 40 т. Ее покрывает замысловатый орнамент. Среди украшений - изображение русского царя (отсюда ее название).

 

5. Начало книгопечатания.

Большим успехом русской культуры явилось начало книгопечатания.

Мы уже знаем, что раньше книги писались от руки. царь пушка в кремлеПереписка книг Требовала много времени. Книги стоили дорого, и было их мало.

В начале XVI в. белорусский ученый Георгий Скдрина напечатал в Праге несколько книг на белорусском языке.

Первая типография в Москве появилась в годы царствования Ивана Грозного.

В числе первых печатников в России был Иван Федоров. Одна из самых первых книг в Москве вышла в свет в 1564 г.; это была церковная книга «Деяния святых апостолов». Ее искусно отпечатали красивым славянским шрифтом - полууставом. При этом заглавные буквы в начале абзацев гравировали по особым красивым рисункам. В книге нет ни одной опечатки.

Типография возбудила злобу высшего духовенства, враждебного новизне. Иван Федоров вынужден был уехать из Москвы.

Иван Грозный через некоторое время построил в Александровской слободе новую типографию.

Первопечатнику Ивану Федорову поставлен памятник в Москве недалеко от Кремля, близ места, где когда-то была его типография.

 

6. Народное творчество.

В своем творчестве - сказках, былинах, песнях, пословицах - народ отразил крупнейшие исторические события, протест против феодального гнета. В народном творчестве отразились и борьба против ига монголо-татарских ханов, и поход Ермака Тимофеевича в Сибирь, и героическая оборона Пскова, и опричнина.

Поэтическое сказание XIV в. «Задонщина» воспевало подвиг народа в Куликовской битве.

  • «Кони ржут в Москве,
  • бубны бьют в Коломне,
  • трубы трубят в Серпухове,
  • звенит слава по всей земле Русской».

Как орлы, слеталися воины со всей страны по призыву Дмитрия Ивановича на бой великий за родную землю.

  • «Пойдем,- говорили они,
  • - за быструю реку Дон
  • , добудем землям диво,
  • и будет старым что о том рассказывать,
  • а молодым- вспоминать».

Повесть прославляла воинов, сложивших головы свои за родную землю.первый листок Апостола

В XVI в. одна из самых известных в народе песен рассказывала о взятии Казани. Здесь воспевались простые русские люди - пушкари, которые смогли взорвать крепкие стены Казани.

В песнях об Иване Грозном прославлялась его борьба с иноземными врагами, с боярами-изменниками и осуждалась жестокость, многочисленные казни и убийства.

В песнях говорилось о том, как гибло все живое на пути опричников Грозного.

«Которыми улицами ты ехал, батюшка, теми улицами кура не пила; и которыми ехал Малюта Скурлатович, и теми улицами кура не пила»- так рассказывалось о насилиях Ивана Грозного и его опричников в Новгороде. 

С горечью говорилось в пословицах о тех бедах, которые терпел народ от царских слуг: «Жалует царь, да не жалует псарь», «Дать волю царю, ино и псарю».

До наших дней дошли исключительной красоты и тонкости ювелирные изделия русских умельцев, художественное шитье женщин-мастериц, красочные книжные миниатюры безвестных живописцев.

Народное творчество оказывало большое влияние на живопись, зодчество, литературу.

У стен деревянного города. С картины А. М. Васнецова -  условия жизни населения окраины Москвы в XVI в: У стен деревянного города. С картины А. М. Васнецова -  условия жизни населения окраины Москвы в XVI в.

7. Быт народа и господствующего класса. 

Народные массы, создававшие богатую культуру Российского государства, сами мало пользовались ее благами.

Крестьяне ютились в «курных» избах, топившихся по-черному. В единственной горнице располагались простые столы и лавки, наглухо прикрепленные к стенам. Свет проходил в избу сквозь маленькие оконца, затянутые рыбьим пузырем или куском промасленного холста. Вечерами для освещения жгли лучины. Зимой вся семья обычно спала на печи. Тут же, в избе, в холодное время держали поросят, телят, гусей, кур.

Одежду крестьяне изготовляли сами: для лета - из домотканого холста, для зимы - из овчины или сермяжного (грубого, некрашеного) сукна. На ногах носили лапти, плетенные из лыка, а зимой - валенки.

Посуда была чаще всего деревянной и глиняной.

Не лучше жили и посадские люди. Лишь у немногих была «изба белая», т. е. с печью, имевшей трубу. Да окна кое у кого были слюдяные или даже «стекольчатые»Княжеский дом 15в.

Какое огромное впечатление должно было производить на каждого простого человека, жившего в столь бедных условиях, великолепие княжеских дворцов и храмов!

Бояре и дворяне строили себе дома с несколькими горницами и светлицами, с многочисленными служебными помещениями, а кто богаче - возводил каменные хоромы. И одежда у них была иная, часто из заморских сукон, бархата, шелка. Среди посуды - золотые и серебряные ковши, чарки, блюда.

Полным владыкой в доме был глава семьи - отец, муж. Ему должны были беспрекословно подчиняться жена и дети. Женщины в богатых семьях жили в полном затворничестве- сначала под властью родителей, потом - мужа. Детей воспитывали в большой строгости.

«Домострой» - свод моральных и житейских правил зажиточных слоев городского населения XVI в. - указывал: если на сына или дочь слова и уговоры не действуют, надо «плетью постегать по вине смотря: и разумно, и больно, и страшно, и здорово».


Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Начинать предложения с заглавной буквы, нормальным русским языком, без сленгов и других выражений. Не менее 30 символов.



Today 20.04.2024 15:44:44
✔20-04-1792г - Франция объявляет войну Австрии, Пруссии и Сардинии

Наверх

История Мира 2013 - 2024 .:: Hist-World.com .:: [email protected]

История России, Мира - от древнейших времен до наших дней. История под правильным - проверенным временем, советским взглядом. Без новомодных влияний, только факты и взвешенный подход.