ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА

Перемены произошли в странах Западной Европы во второй период средних веков (XI-XVвв.) -  Западной Европе образовались централизованные государства.

Большие успехи сделало сельское хозяйство, развилось окончательно отделившееся от земледелия ремесло, укрепились старые города и выросли новые. Установились более тесные хозяйственные связи между городом и деревней и между отдельными областями и странами. Усиление феодальной эксплуатации вызывало решительное сопротивление крестьян. Во многих странах происходили крупные крестьянские восстания: во Франции - Жакерия (1358 г.), в Англии - восстание под предводительством Уота Тайлера (1381 г.).

К концу XV в. сложились централизованные государства: Англия, Франция, Испания. Каждое из них стало единым государством с сильной королевской властью, которая распространялась на всю страну. Сопротивление крупных феодалов, боровшихся против королевской власти, было, в основном, сломлено.

Страны Востока (Индия, Китай) подвергались тогда непрерывным вторжениям завоевателей. Это приносило восточным странам огромный вред, замедляло дальнейшее развитие их хозяйства и культуры.

 

Предпосылки образования Русского централизованного государства

Монголо-татарское нашествие нанесло тяжелый урон хозяйству. Многие села и города «лежали впусте», были сожжены и разрушены, тысячи земледельцев убиты, угнаны в плен. Несчетное число семей по всей Руси лишилось кормильцев. Искусных ремесленников увезли в. Золотую Орду, прервалось учение молодых мастеров. Силы страны были подорваны.Пахота миниатюра

Ханская дань тяжелым бременем лежала на населении. Ужас рабства нависал над неплательщиками дани. Монголо-татарское иго сильно задержало хозяйственное развитие Руси. Но русские люди упорным трудом и борьбой стали преодолевать последствия страшного разорения.

 

1. Восстановление и развитие сельского хозяйства.

Земли, запустевшие в результате монголо-татарского разорения и поросшие лесом, снова расчищались, превращались в пашни. Крестьяне возвращались на старые места, где жили их деды и прадеды, осваивали новые участки земли.

Подсечная система сохранилась только на севере. В центре и на юге вновь стало преобладать пашенное земледелие.

В земледелии опять стало применяться трехполье. Урожаи возросли.

Крестьяне стали собирать примерно в три раза больше, чем сеяли. Такой урожай называли «сам-три». Возродилось и скотоводство. Количество скота увеличивалось. А это позволило лучше удобрять поля. Развивалось огородничество, садоводство.

Крестьяне занимались и домашним ремеслом: ткали холсты, мастерили несложные орудия труда.

 

2. Возрождение и развитие ремесел.

В основном ремесленное производство развивалось не в деревне, а в городеМастер Авраам. Автопортрет на воротах Софийского собора в Новгороде. Здесь вновь возродились кузнечное дело, кожевенное, гончарное ремесло. Увеличивалось число различных видов ремесла: в XII в. их было примерно 60, в XIII в. - 90, а в XVI в, - более 200. Успешно развивалось строительное дело, а с конца XIV в. и литье пушек. Этого настоятельно требовали военные нужды страны.

В некоторых ремесленных мастерских стали применять водяной двигатель. Перегородив реку плотиной, мастера направляли воду по специальным лоткам и желобам на лопасти большого водяного колеса. Вода вращала колесо, а оно в свою очередь приводило в движение вал, который проходил через стену в мастерскую. Вал с помощью системы зубчатых колес двигал мехи, которые нагнетали воздух в домннцу или раздували огонь в кузнечном горне, вращал жернова мельницы, поднимал тяжелый кузнечный молот, откачивал воду из глубоких шахт рудников.

Усовершенствовалась древняя домница. Теперь уже с помощью больших мехов в домницах стали получать более высокую температуру, руда плавилась. Русские умельцы отливали большие медные колокола, медные пушки.

 

3. Рост городов и успехи торговли.

От монголо-татарского нашествия особенно пострадали города. Но постепенно и они стали восстанавливаться, оживать.

Возникла новая форма поселения - слободы (от слова «свобода»). Князь освобождал на льготный срок от податей и работы тех, кто поселится на невозделанной пустоши и созовет туда новых работников. Здесь вырастали новые города.

Вокруг города или крупного селения возникали городские посады. Посадских людей (так называли жителей посада)-ремесленников и купцов - становилось все больше.

Все более возрастала роль городов как центров ремесла и торговли.

Изделия городских ремесленников сбывались не только в городе, но и в окрестных деревнях. Крестьяне везли в город хлеб, мясо, мед и другие продукты своего хозяйства. В торговые отношения втягивались светские и духовные феодалы, особенно монастыри, имевшие богатые хозяйства.

Во многих местах страны возникали рынки - торжки. Сюда все чаще везли товары не только из ближних, но и из дальних городов. Крупным торговым центром становилась Москва. С ней соперничали Новгород, Тверь.

Торговые связи между отдельными частями страны постепенно усиливались.

Развитие хозяйства и постепенное усиление экономических связей между отдельными княжествами и землями подготовили условия для объединения страны.

Горожане и крестьяне поддерживали объединение страны: в нем они видели избавление от разорительных феодальных усобиц; объединение страны создавало более благоприятные условия для развития хозяйства и торговли.

 

4. Развитие феодального землевладения и обострение классовой борьбы.

На какой же основе восстанавливалась и развивалась хозяйственная жизнь страны? На прежней, феодальной. Феодализм был тогда еще на подъеме.

Князья и бояре по-прежнему были собственниками земли, а основная масса крестьян находилась в феодальной зависимости от господ.

Крестьяне платили барину оброк: частью натурой - хлебом, овсом, скотом, птицей, частью деньгами - и отрабатывали на его поле боярщину (барщину). В XIV-XV вв. чаще всего крестьяне были на оброке.

Крестьяне, не попавшие еще в зависимость от отдельных феодалов, составляли население «черных» земель. Эти земли принадлежали великому князю. Крестьян, живших на таких землях, называли «черными» или «черносошными». Однако в XIV-XV вв. все большее число «черносошных» крестьян попадало в зависимость к отдельным феодалам.

Все крестьяне - и зависимые от отдельных феодалов и «черносошные»- несли различные повинности в пользу государства: платили подати в княжескую казну, принимали участие в постройке и ремонте городских укреплении, выполняли ямскую повинность (содержали в порядке дороги, помогали почтовой - ямской - связи), давали помещение, подводы и продукты («корм») княжеским слугам - сборщикам податей, писарям и другим.

В XIV-XVI вв. возросло значение монастырей. Богатейшими и влиятельнейшими стали Троице-Сергнев монастырь (в 70 км к северо-востоку от Москвы), Соловецкий - на Белом море. Монахи селились на землях, освоенных крестьянами, заставляли окрестных крестьян работать на себя.

Развилась и новая форма владения землей: под особым условием князь давал своему слуге поместье лишь на то время, пока тот служил князю. Владельцы поместий - помещики- должны были приходить в войско князя «копны, людны и оружны». Если прекращалась служба, князь отбирал поместье и передавал его другому феодалу.

В XV в. усиленно развивалось поместное землевладение - мелкое и среднее. У помещика крестьян было гораздо меньше, чем у боярина, но аппетиты часто были не меньшие. Вот он и усиливал угнетение своих крестьян, чтобы получить необходимые ему продукты и деньги. Помещики захватывали общинные крестьянские земли, увеличивали барщину и оброк.

Возмущенные крестьяне отказывались выполнять оброк и барщину в повышенных размерах, требовали возврата «к старине». Они поджигали владения феодалов и монастырей, убивали своих притеснителей, бежали либо в другое княжество, либо на новые земли, где еще не было помещиков, куда еще не протянули свои жадные щупальца монастыри.

Помещики не могли справиться с выступлениями крестьян. Держать войско было под силу только крупному феодалу, а не служилому человеку. Помещикам необходима была сильная центральная власть, которая обеспечивала бы их землей и держала в повиновении крестьян. Мелкие и средние феодалы - помещики - стали основной классовой опорой объединения страны и усиления центральной власти великого князя.

 

 

5. Необходимость укрепления обороны страны от внешних врагов.

К объединению страны и усилению центральной государственной власти толкала необходимость освобождения от ига монголо-татарских ханов и укрепления обороноспособности государства против внешних врагов.

Как вы помните из истории средних веков, в 1453 г. после длительной осады пал Константинополь. Византин больше не существовало. Ее обширными и богатыми землями овладели турки-османы. Стамбул (так назвали турки Константинополь) стал столицей огромной и могучей Османской империи. Турки утвердили свое господство на Балканском полуострове. Угроза турецкого завоевания нависла над европейскими странами, в том числе и над Русью.

 

6. Причины объединения русских земель в единое государство.

Давайте обобщим все то, что было рассказано в этом параграфе, и сделаем выводы о причинах объединения русских земель в единое государство. Этих причин было несколько.

Во-первых, восстановление и развитие сельского хозяйства, ремесел, рост и укрепление городов вели к усилению экономических (хозяйственных) связей между отдельными княжествами и землями.

В основе всего этого лежала трудовая деятельность народных масс. Народ восстановил Русь от монголо-татарского разорения, поднял из пепла города и села, распахал заброшенные и новые земли, возродил ремесло. Труд народа дал силу Руси. Труд народа - основа сопротивления монгольским поработителям, основа борьбы против ига.

Возродив и развив хозяйственную жизнь, народ поддержал объединение разрозненных феодальных земель.

Во-вторых, дальнейшее развитие феодальных отношений привело в XV в. к росту поместного землевладения мелких и средних служилых людей, к значительному увеличению монастырских владении. Помещики и монастыри резко усилили закабаление крестьян. Классовая борьба между крестьянами и феодалами обострилась. Усиливались классовые противоречия и между «лучшими» и «меньшими» людьми в городах.

Феодалам стала нужна сильная центральная власть, которая бы обеспечивала их права на землю и крестьян, держала в повиновении простой народ.

В-третьих, объединение страны и усиление центральной государственной власти были ускорены необходимостью освобождения страны от ига монголо-татарских ханов и укрепления обороны страны от других внешних врагов. Объединившись, легче было бороться против ига, легче отстоять самостоятельность государства.

Однако объединение страны произошло не сразу. Это был длительный процесс, продолжавшийся многие годы. В XIV в. этот процесс только начинался. Его завершение относится к концу XV - началу XVI в.

 

УСТАВНАЯ ГРАМОТА МИТРОПОЛИТА КИПРИДНА О КРЕСТЬЯНСКИХ ПОВИННОСТЯХ (КОНЕЦ XIV В.

ДОКУМЕНТ Крестьяне одного из монастырей обратились к митрополиту «всея Руси» с жалобой на нового игумена (руководителя) монастыря, который стал требовать от них больше повинностей, чем это было принято раньше. Митрополит Киприан приказал прежнему игумену перечислить повинности, которые несли крестьяне.

...Жаловались... крестьяне монастырские на игумена...: «Наряжает нас... на работу не по старине.., отбирает у нас, чего другие игумены не брали». Митрополит послал к (прежнему) игумену и велел расспросить, как пошло исстари в (монастыре)... и как людям монастыря выполнять работы. Игумен... так отвечал...: при моем игуменстве так было в (монастыре) святого Константина:

более зажиточным крестьянам из монастырских сел церковь строить, монастырь и двор огораживать; хоромы ставить; весь участок пашни игумена сообща пахать, сеять, жать и отвозить; сено косить десятинами и во двор отвезти; забивать ез для весенней и зимней (ловли); сады обряжать; являться на рыбную ловлю неводом; пруды прудить; ходить на бобров осенью и истоки забивать.

На пасху и на Петров день приходят к игумену с тем, что у кого на руках.

Крестьянам, не имеющим лошадей, к празднику рожь молоть и хлебы печь, солод молоть, пиво варить, на семена рожь молотить; лен даст им игумен в села, а они прядут; сети и дели для невода изготовляют. А дают из сел все люди на праздник яловицу. Если игумен приедет в какое-либо село на братчину6, то давать по зобне овса коням игуменским.

...И Киприан, митрополит всея Руси, так сказал игумену и монастырским крестьянам: поступайте же все по моей грамоте: игумен крестьянами управляй, а крестьяне слушайте игумена и работу монастырскую делайте.

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Начинать предложения с заглавной буквы, нормальным русским языком, без сленгов и других выражений. Не менее 30 символов.


Today 25.09.2017 19:19:52

No events today...

Наверх

История Мира 2013 - 2017 .:: Hist-World.com .:: support@hist-world.com

История России, Мира - от древнейших времен до наших дней. История - под правильным и социальным взглядом. Без прозападных толкований и новомодных влияний, только факты и взвешенный подход.