Развитие феодализма в Закавказье

1. Утверждение феодального строя - Борьба с иноземными врагами.

Уже в III-IV вв. н. э., раньше, чем во многих других странах, в Закавказье стали развиваться феодальные отношения. Захватив землю в собственность, феодалы обязывали работать на себя крестьян.Собор Ани Армения 1000г

В IV в. в Армении, Грузии и северной части Азербайджана утвердилось христианство. С VIII в. в Азербайджане получил распространение ислам. II христианство и ислам помогали укреплению власти феодалов.

История Закавказья знает немало вторжений иноземных врагов - римлян, иранцев, византийцев, арабов. Подвигами предков в борьбе за независимость родины справедливо гордятся народы Закавказья - армяне, грузины, азербайджанцы. Не раз в этой борьбе они выступали вместе, помогали друг другу освободиться от иноземного ига.

 

2. Крестьянская война под предводительством Бабека.

В VII в. Закавказье попало под власть Арабского халифата. Арабская знать захватила лучшие земли, обложила население тяжелыми податями.

В 816 г. в Азербайджане вспыхнула крестьянская война. Во главе восставших был отважный предводитель Бабёк. Его отряды громили войска халифа и расправлялись со своими феодалами - сторонниками иноземных поработителей. Пламя восстания перекинулось на территорию Армении и Грузии. Захватив сына Бабека, арабы заставили его просить отца прекратить борьбу.

Но Бабек гордо ответил: «Лучше хоть один день прожить свободным, чем сорок лет жалким рабом». Крестьянская война продолжалась более двадцати лет. С огромным трудом халифу удалось подавить восстание. Предатель выдал Бабека арабам. Они подвергли его мучительной казни четвертованием. Когда палач отрубил Бабеку руку, он кровью обмазал свое лицо и воскликнул:

  • «Когда человек умирает, он бледнеет.
  • Я не хочу, чтобы мои враги видели меня побледневшим». 

Страшная казнь совершилась, но враги не услышали даже стона героя. Крестьянская война под предводительством Бабека способствовала распаду Арабского халифата.

 

3. Феодальная Грузия в XI- XIII вв.

В XI в. значительную часть Закавказья завоевали турки-сельджуки. Тогда же они вторглись и в Закавказье. Храм в гелатском монастыре близ Кутаиси грузия 12вМногие города и селения были разрушены и сожжены.

Раздробленная на отдельные феодальные княжества, Грузия не могла отстоять свою независимость. Сельджуки поработили Грузию. Только объединившись, страна могла освободиться от их владычества.

Грузинский царь Давид, по прозванию Строитель, опираясь на поддержку мелких феодалов и горожан, повел борьбу за объединение страны. Ему удалось подавить мятежных феодалов и укрепить царскую власть. В начале XII в. грузинские войска с помощью половецких отрядов прогнали турок-сельджуков и отвоевали у них город Тбилиси. В этой борьбе грузинский народ поддержали армяне и азербайджанцы.

Завоевание независимости благотворно сказалось на всем развитии Грузии. В стране проводились новые дороги и оросительные каналы, строились и укреплялись города. Культура страны успешно развивалась.

В конце XII - начале XIII в. в Грузии царствовала царица Тамара. В годы ее правления владения Грузинского царства значительно расширились. Тамара была образованной феодальной правительницей. При ней усилились связи Грузии с Русью. Мужем царицы Тамары стал сын Андрея Боголюбского Юрий. Изделия грузинских ремесленников продавались на рынках русских городов. Русские купцы торговали в городах Закавказья.

Борьба Тамары за объединение Грузни привела лишь к временному успеху. Дальнейшее развитие феодальных отношений усиливало крупных местных феодалов и неизбежно вело к феодальной раздробленности страны.

 

4. Шота Руставели. Низами.

В конце XII - начале XIII в. в Грузин жил великий поэт Шота РуставелиГрузин жил великий поэт Шота Руставели.. Он написал знаменитое произведение «Витязь в тигровой шкуре». Это поэма о преданности родине, о любви и дружбе, верности и чести. Замечательные строки поэмы посвящены дружбе и верности:

  • Кто не ищет дружбы с близким,
  • Тот себе заклятый враг.
  • Кто в беде покинул друга,
  • Сам узнает горечь бед.

Поэт воспевал щедрость и бескорыстие:

  • Что ты спрятал, то пропало.
  • Что ты отдал, то твое.

Шота Руставели прославлял подвиги защитников родины, учил быть смелым. Слава принадлежит тому, кто храбро сражается с врагами своей отчизны и в этой борьбе готов, если потребуется, отдать свою жизнь. Поэт писал:

  • Лучше гибель, но со славой,
  • Чем бесславных дней позор.

В поэме Руставели 50 больших песен, но многие грузины знают ее наизусть. Отдельные ее строки стали пословицами. Поэма Руставели переведена на многие языки мира.

К XII в. относится творчество замечательного азербайджанскогомавзолей Атабека в Нахичевани Азербайджан 12в поэта Низами. Его перу принадлежат пять поэм. Он писал о разорении народа, о произволе иноземных властителен.

В одной из поэм, обращаясь к сельджукскому султану, поэт гневно говорил:

  • ...ты угнетаешь народ, как тать,
  • Не стыдно ль кусок отнимать у сирот.
  • Кто делает так, благороден ли тот?
  • ...Ты раб, хоть и в царское платье одет,-
  • Какой же ты царь, раз приносишь вред?

В поэзии Низами отразились давние связи Закавказья с Русью. Поэт рассказывал в своих стихах о русах, воспевал прекрасную русскую девушку.

Добавить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:
» Начинать предложения с заглавной буквы, нормальным русским языком, без сленгов и других выражений. Не менее 30 символов.


Today 25.05.2017 14:27:39

No events today...

Наверх

История Мира 2013 - 2017 .:: Hist-World.com .:: support@hist-world.com

История России, Мира - от древнейших времен до наших дней. История - под правильным и социальным взглядом. Без прозападных толкований и новомодных влияний, только факты и взвешенный подход.