Усиление древнерусского государства
1. Походы князя Святослава.
Постепенно росло древнерусское государство. В руках князей скопились большие богатства. Усиливались военная мощь и искусство дружинного войска. Русское войско было подвижным, опытным и стойким. В X в. князь Святослав, сын Игоря и Ольги, завоевал много новых земель и значительно расширил границы древней Руси.
Святослав был предприимчивым и воинственным князем. Он был храбр, силен и очень вынослив. Вместе со своей дружиной князь вел суровую походную жизнь, ничем не отличаясь от дружинника. Он спал под открытым небом, положив под голову седло. Не брал с собой ни шатра, ни котлов, не варил мяса, а просто пек его на углях. Без тяжелой поклажи он быстро передвигался в военных походах, ходил легко, «как барс», говорит о нем древняя летопись. «Иду на вы» («Иду на вас войной»), - предупреждал он перед походом своих противников.
Святославу покорились вятичи, жившие по Оке. Отсюда Святослав двинулся на восток - на Волгу. Здесь он разгромил волжских болгар, живших около современной Казани, и Хазарское царство - около современной Астрахани. После этого он двинулся на запад - на Балканский полуостров.
Византийский император боялся военной мощи Руси, но заключил со Святославом союз против дунайских болгар. Святослав завоевал Дунайскую Болгарию. Туда, на Дунай, он хотел перенести столицу древней Руси. В летописи записаны его слова: «Хочу жить в Переяславле на Дунае.- Там середина земли моей, туда стекается всякое добро: от греков- золото, шелка, вина, различные плоды, от чехов и венгров - серебро н кони, а из Руси - меха, мед и рабы».
Успехи Руси встревожили византийского императора: ведь Русь начала укрепляться совсем около границ его государства! Византия тайно подговорила кочевников-печенегов напасть на Киев. Святослав вернулся с Дуная, отстоял родной город и опять пошел в Болгарию. Тогда византийский император двинул против Святослава крупные силы. Со всех сторон окружили русов враги. Святослав призвал своих воинов храбро сражаться. «Не посрамим земли Русской, - передает его слова летопись,- но ляжем костьми, мёртвым не стыдно («мертвые сраму ие имуть»), а если побежим, то будет нам стыдно».
Много тяжелых и славных битв выдержали русы. Но по дороге в Киев печенеги подстерегли их около днепровских порогов и всех перебили. Погиб и Святослав. По преданию, из черепа убитого Святослава печенежский князь сделал чашу для пиров.
2. Введение христианства.
По мере того как древнерусское феодальное государство росло и укреплялось, ему все чаще приходилось вступать в сношения с Византией и со странами Европы. Там христианство было общепринятой религией. А Русь все еще была языческой.
Вера славян в своих старых языческих богов - Перуна, Даждьбога, Стрибога - отражала их представления о силах природы и общинное устройство жизни славян. Однако такая религия не помогала укреплению власти князя. В пестром славянском многобожии не совсем ясно было, кто же главный бог и как он относится к княжеской власти.
Наоборот, христианство давно уже прославляло власть императора. И бог у христиан объявлялся единым, всемогущим и всезнающим властителем мира - это содействовало укреплению власти князя.
«Нет власти, кроме как от бога»,- учила христианская вера. Отсюда следовала необходимость беспрекословно покоряться князю и всем властям на земле. Ведь они представители бога.
Христианская религия подкрепляла необходимость повиновения властям и своим учением о «загробной» жизни. Что обещала она всем повинующимся? Рай - жизнь после смерти в прекрасном саду вместе с богом и ангелами. А грешникам, непокорным? Ад - ужасное место, где страшная жара и черти поджаривают грешников на углях. Пугая простой трудовой народ всеми этими выдумками, церковь добивалась от него повиновения властям и терпения.
Великолепные христианские храмы того времени, торжественные службы с песнопениями, со свечами у икон - все отражало мощь укреплявшегося государства.
Сын Святослава, киевский князь Владимир, принял христианство и объявил его официальной религией древнерусского государства в 988 г. Изображения языческих богов-идолов уничтожили. По обряду крещение совершали в воде. Киевлян по приказу князя согнали к Днепру и крестили в нем.
Киевская знать охотно приняла христианство - оно помогло ей властвовать над трудовым населением. Но народ упорно сопротивлялся принятию новой веры. Во многих селениях продолжали молиться старым богам. Христианство вводили силой. В Новгороде вводившие христианство княжеские дружинники Добрыня и Путята сожгли за сопротивление половину города. Долго потом говорили в народе: «Путята крестил Новгород мечом, а Добрыня - огнем». Были восстания и в других городах.
Церковь получала от князей большие земельные владения и десятую часть государственных доходов - десятину.
Христианство поддерживало господство феодалов над крестьянами и укрепляло княжескую власть. Принятие христианства облегчило связи с другими государствами, где была христианская религия. Там уже не могли пренебрежительно смотреть на славян: ведь они были теперь одной с ними веры.
Христианское духовенство было грамотным. При монастырях и церквах работали переписчики книг, открывались школы. На Руси стали воздвигать каменные храмы, украшенные богатой росписью и мозаикой. Культура страны стала развиваться быстрее, чем при язычестве.
» Начинать предложения с заглавной буквы, нормальным русским языком, без сленгов и других выражений. Не менее 30 символов.