Восточные славяне в древности
1. Территория и занятия славян.
Славяне живут в Европе с древности. Они делятся на западных, южных и восточных.
- Чехи, словаки, поляки - западные славяне.
- Болгары, сербы, хорваты - южные славяне.
- Русские, украинцы, белорусы - восточные славяне.
1 Античный - древний (с латинского языка), древнегреческий или древнеримский (город, памятник искусства и т. д.).
В I тысячелетии н. э. восточные славяне жили по Днепру, его притокам и вокруг озера Ильмень. (См. карту.) Они делились на многие племена: около Киева, на правом берегу Днепра, жили поляне, в лесах по берегам Припяти - древляне, по Днепру и Пруту (вплоть до устья Днепра и северного побережья Черного моря) - уличи и тиверцы, по реке Оке жили вятичи, вокруг озера Ильмень - ильменские славяне. Все эти славянские племена - общие древние предки русского, украинского и белорусского народов.
По свидетельству современников, славяне были рослым, сильным, красивым народом.
Главным занятием славян было земледелие. Славяне сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо. Нелегко было возделывать землю, особенно в лесной полосе: здесь ее надо было сначала отвоевать у леса.
На выбранном участке славяне железными топорами рубили («подсекали») деревья и кустарник. Целое лето сохли деревья, на следующий год сушняк поджигали. Тяжелой бороной-суковаткой бороновали поле, зола смешивалась с верхним слоем земли, и тогда сеяли зерно. Такой способ земледелия назывался подсечным.
Когда после нескольких урожаев земля истощалась, расчищали от леса и засевали новый участок зем-ли, а старое поле на многие годы забрасывали, пока там вырастал новый лес. Подсечное земледелие требовало огромной затраты труда. Многочисленный коллектив родичей с трудом справлялся с обработкой небольшого участка земли.
В степях и лесостепной зоне у славян постепенно развивалось пашенное земледелие. Здесь пашню пахали сохой с железным наконечником (сошником).
Хлеб был главной пищей славян. Древнее славянское название хлеба «жито» произошло от славянского слова «жить».
Славяне разводили домашний скот - коров, лошадей, овец, а также занимались рыболовством и охотой. В лесах в то время водилось много зверей, а в реках было немало рыбы. В дуплах старых деревьев пчелы годами складывали мед. Вырубленное человеком в дереве дупло для пчел называлось бортью. Славяне занимались бортничеством, т. е. собиранием меда диких пчел.
2. Общественный строй славян.
В первые века нашей эры восточные славяне жили родовыми общинами. Общины объединялись в племена. С усовершенствованием орудий труда и использованием тягловой силы лошадей или волов сравнительно небольшая семья могла вспахать и засеять участок земли, а затем собрать урожай.
В VI-VIII вв. родовые связи ослабли. Семьи одного рода стали селиться отдельно и самостоятельно распахивать новые участки земли. Тут же оседали и выходцы из других родов.
Община продолжала существовать, но она стала теперь объединять соседей, а не только родственников. Подобно тому как это было у древних германцев, и у восточных славян вместо родовой общины возникла соседская община.
У каждой семьи был теперь в пользовании пахотный участок земли. Каждой семье принадлежали орудия труда и собранный урожай. Это была их частная собственность.
Однако лесом, лугом, рекой соседи пользовались вместе, сообща. В соседской общине имущественное положение отдельных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли попадали в руки старейшин и военных вождей. Они же захватывали большую часть добычи во время военных походов. Так вместе с частной собственностью возникло и имущественное неравенство.
Родовой строй постепенно распадался. На севере и в глухих местах он задержался дольше, на юге, например у племени полян, он исчезал быстрее.
У славянских племен стали выделяться богатые предводители - князья. Около них создавались отряды воинов - княжеские дружины. Князья собирали дань с подвластного населения, со своих «людей». Сбор так и назывался - полюдье.
Обычно князья отправлялись в «полюдье» с началом зимы. Во главе сильного отряда дружинников они входили в славянский поселок и требовали дань. Жители - «подданные» князя (от слова «дань») - несли ему разное добро; особенно ценился мех куницы, бобра, белки. Несли мед в кувшинах и деревянных ведерках, круги воска и другие продукты сельского хозяйства. Жители поселка и кормили за свой счет князя с дружиной. Лошадям князя и дружинников надо было давать овса «сколько съедят».
Князья совершали военные набеги на владения друг друга. В случае победы это тоже обогащало их.
Славянские племена в VI в. н. э. объединялись в союзы. Во главе их стояли князья наиболее сильных племен. Около князей постепенно складывалась и укреплялась местная знать. Центром одного из племенных союзов явилось племя рось, или русь, проживавшее в древности на реке Рось (приток Днепра, ниже Киева). Позже название этого племени распространилось на всех восточных славян, которых стали называть русами, а территорию, на которой они жили, - Русской землей или Русью.
В VI-VIII вв. у восточных славян происходил процесс разложения первобытнообщинного строя, стало зарождаться классовое неравенство. В глубине племенных союзов постепенно созревали зачатки государственных объединений. Это облегчало борьбу восточных славян с внешними врагами.
3. Набеги кочевников.
Славянам постоянно угрожала опасность на- падения внешних врагов. Нередко на них с востока набегали кочевники - гунны, авары. Черным вихрем налетали вражеские отряды на славянские поселения. Звенело оружие, лилась кровь.
Враги захватывали добро: хлеб, скот, поджигали жилища славян, угоняли в рабство мужчин, женщин и детей.
Славянам приходилось всегда быть готовыми к внезапному нападению. Храбро сражались они за родную землю, за свою семью. Они подчас и пахали вооруженными. Военное искусство высоко развилось у славян. Один славянский князь гордо ответил предводителю кочевого племени: «Родился ли на свет и согревается ли лучами солнца тот человек, который подчинил бы себе силу нашу?»
Восточные славяне успешно отразили натиск кочевых племен и отстояли свою независимость.
4. Обычаи и верования древних славян.
Жизнь славян сильно зависела от природы: пойдут не вовремя дожди или начнется засуха - пропадет урожай. Солнце, ветер, гроза, лес - все представлялось древнему славянину одушевленным.
Славяне обожествляли силы природы. Их религия была языческой. Бог солнца назывался Даждьбогом, бог ветра - Стрибогом, бог грозы - Перуном.
В верованиях славян ярко отразились их занятия земледелием. В честь солнца славяне устраивали праздники. Весной праздновали проводы зимы и встречу весны, пекли блины, круглые, как солнце. Соломенное чучело зимы торжественно сжигали или топили в реке. Водили хороводы и пели песни:
- Весна, весна красная,
- Приди, весна, с радостью,
- С великою милостью,
- С корнем глубоким,
- С хлебом обильным.
В верованиях славян отразились и их занятия скотоводством. Одного из богов они считали богом скота. Они называли его Велес.
Богов надо было задобрить, принести им жертву. В нашей речи остались следы этих старинных обычаев. «Дождик, дождик, пуще, дам тебе гущи», - приговаривают иногда во время дождя. Это - древнее обещание жертвы дождю, чтобы он шел сильнее.
Славяне думали, что после смерти люди переселяются в какой-то другой мир и там продолжают жить. Они почитали умерших предков-родоначальников. Такой предок назывался «чур» или «щур». И сейчас дети в играх говорят: «Чур, меня!» Это значило в древности «храни меня, предок».
Умершим князьям и дружинникам устраивали торжественные похороны. И сейчас еще возвышаются курганы, насыпанные над их могилами. Много таких курганов недалеко от Смоленска. Княжеские курганы достигают 10 м в высоту и 100 м в окружности. Археологи раскопали и исследовали многие сотни курганов и постепенно восстановили детали быта и верований славян.
Умершего князя одевали в боевые доспехи, рядом клали оружие, предметы домашней утвари, съестные припасы. Тут же убивали жену князя или его рабыню, нескольких лошадей. Все это покрывали хворостом, жердями, бревнами, а потом поджигали. Когда костер догорал, над пепелищем насыпали высокий курган и устраивали тризну - военные игры, состязания вокруг кургана в честь умершего. Один из таких курганов высотою в четырехэтажный дом расположен в Чернигове. Называют его «Черной могилой».
Найдены могильники и бедных людей. Они невысоки, в них нет богатого оружия, украшений, скелетов рабов или слуг. Лишь несколько самых необходимых орудий труда и предметов домашнего обихода клали родичи в могилу умершего.
Так раскопки древних могильников позволили археологам не только установить погребальные обряды славян, но и увидеть начальные этапы возникновения у них имущественного неравенства.
Много вреда приносили языческие верования людям: вселяли в них суеверный страх перед силами природы, подчиняли невежественным гадателям - волхвам и колдунам, требовали жертвоприношений, во время которых не только резали скот, но и убивали людей.
- < Народы Северного Причерноморья в древности
- Первобытнообщинный строй на территории нашей страны - заключение >
» Начинать предложения с заглавной буквы, нормальным русским языком, без сленгов и других выражений. Не менее 30 символов.