АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
1. Греческая архитектура.
Древние греки очень заботились о красоте тех общественных мест, где они проводили большую часть своего свободного времени.
Для бесед и отдыха греки любили собираться в тени портиков. Портик - один или несколько рядов колонн, поддерживающих крышу. Он укрывал от лучей палящего южного солнца, но не мешал ветерку освежать собравшихся.Портики украшали храмы и другие здания. Первоначально греки строили храмы из дерева. Крышу храма поддерживали простые деревянные столбы. В V веке до н. э. храмы были из камня, часто из мрамора.
Греческий храм стоял на высоком фундаменте. Его окружали портики. В одних храмах колонны были мощные, с простой отделкой, в других -более стройные, с изящными украшениями. Стены храмов украшались рельефами. В центре здания находилось помещение со статуей того бога, которому был посвящен храм. Вокруг статуи обычно находились ценные и редкие вещи, подаренные храму городами и отдельными богатыми гражданами.
На агоре и около неё стояли наиболее красивые здания города. Олимпию украшали своими постройками и статуями самые выдающиеся архитекторы и скульпторы Греции (см. храм Зевса в Олимпии на рис. 78).
2.Греческая скульптура.
В V веке до н. э. греки достигли изумительного мастерства в скульптуре. Скульпторы стремились показать в своих произведениях лучшие качества греческих граждан, доставившие Греции победу над персами: храбрость, любовь к родине, умение не падать духом в опасности и мужественно переносить трудности боевой жизни. Они изображали юношей или людей зрелого возраста с мужественными, благородными лицами, со стройными, мускулистыми телами.
Греческие скульпторы научились передавать движения человеческого тела. Чтобы лучше показать прекрасное тело человека, его обычно изображали обнажённым или полуобнажённым в момент спортивных игр или во время сражения. Одних людей скульпторы показывали бегущими, других - бросающими копьё или диск, третьих - борющимися. Древние греки раскрашивали мраморные статуи в телесный цвет и рисовали им глаза.
В храмах, на площадях и улицах стояли мраморные и бронзовые статуи богов, знаменитых людей Греции и победителей на играх.
Наиболее выдающимися скульпторами V века до н. э. были Мирон и Фидий.
Мирон замечательно передавал в своих статуях движения человеческого тела. Наиболее известна его статуя «Дискобол», то есть метатель диска.
Фидий руководил при Перикле строительством зданий на акрополе в Афинах. Современников поражали величие и красота созданных им статуй (рис. 78).
3. Афинский акрополь.
В V веке до н. э. на афинском акрополе строились здания; которые должны были украсить и прославить Афины.
Главный храм акрополя - Парфенон - был сооружён в честь богини Афины - покровительницы города. Он был построен из мрамора.
По наружной стене здания шёл пояс рельефов. Рельефы изображали торжественно шествие афинян в праздник, посвященный богине.
В Парфеноне всё очень просто и очень строго. В нём нет никаких лишних украшений. Строители Парфенона сумели создать необыкновенное по красоте здание. Хотя впоследствии Парфенон подвергся большим разрушениям, он и сейчас поражает зрителей своей красотой. (Парфенон в современном виде изображён на рисунке 108 и в конце книги.)
Афинский акрополь, реконструкция Лео фон Кленце 1846 года (над акрополем возвышается статуя Афины Промахос)
Внутри Парфенона было два зала. В одном из них стояла одиннадцатиметровая статуя Афины работы Фидия. Статуя была сделана из дерева. Лицо, руки и ноги статуи были покрыты тонкими пластинками из слоновой кости. Это придавало им цвет человеческого тела. Одежда богини была сделана из золота. В другом зале Парфенона хранилась казна Афинского государства и морского союза.
На фронтонах (см. объяснение к рис. 105) Парфенона стояли группы статуй. Одна группа изображала сцену из мифа о споре Афины и Посейдона. Миф рассказывал, что покровителем города должен был стать тот из богов, который сделает гражданам более ценный подарок. Посейдон ударил своим трезубцем по скале, и из неё забил источник воды. Афина воткнула в землю копьё, и в этом месте выросло оливковое дерево. Подарок Афины был признан более полезным, и она стала покровительницей города. Миф показывает, какое значение в Афинах придавали разведению олив.
Древние греки считали Афины красивейшим городом своей страны. Древний греческий писатель сказал: «Да ты чурбан, если не видел Афин! Если видел и не восторгался, ты - осёл, а если добровольно покинул Афины, то ты - верблюд!»
Цветная иллюстрация XI. Афинский акрополь в V веке до н. э. Акрополь стоит на холме. Он окружён каменными стенами, сохранившимися от того времени, когда здесь была крепость. Вход на акрополь через портики; правее их-небольшой храм богини победы. На акрополе против входа - огромная статуя богини Афины, отлитая Фидием из бронзы. Её позолоченные шлем и остриё копья моряки видели, ещё подплывая к Пирею. Статуя была сооружена на средства от добычи, захваченной афинянами в Марафонской битве. Правее статуи - храм Парфенон; около него приносят жертвы - сжигают внутренности и куски мяса животных. Слева - храм в честь Афины и Посейдона, около него - священное оливковое дерево, будто бы посаженное Афиной. Акрополь изображён во время праздника; туда несут сосуды с маслом и вином и ведут животных для жертвоприношений.
Фидий показывает друзьям, в том числе Периклу и Аспасии, парфенонский фриз. Картина Л. Альма-Тадемы, 1868.
Комментарии
Добавить комментарий
» Начинать предложения с заглавной буквы, нормальным русским языком, без сленгов и других выражений. Не менее 30 символов.